Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
Разработка стратегии — Часть 2
Подготовка: ошибки и возможности компании
Большую часть времени в работе со стратегическими сессиями у вас должна занимать именно подготовка к ним. Разберемся, что же вы должны понять перед тем, как начать договариваться со своей управленческой командой о том, каким образом вы будете «переходить из точки А в точку Б».
9 ноября 2020 г.
Чтение этой статьи займет 10 минут
Когда вы будете готовиться к стратегической сессии, вы должны понимать, что большую часть времени у вас должна занимать именно подготовка. Правила четырех П должны работать для вас неукоснительно: «Провалить подготовку – подготовить провал». Разберемся, что же вы должны понять перед тем, как начать договариваться со своей управленческой командой о том, каким образом вы будете переходить из точки А в точку Б.

Чем более серьезно мы начинаем относиться к подготовке стратегической сессии, к тому, что на самом деле должно происходить на сессии, какие фокусы мы расставляем, что мы хотим получить, какую команду мы собираем для того, чтобы принять важное стратегическое решение, тем больше мы осознаем, что в современной реальности цена ошибки может быть очень высокой.

Раньше мы достаточно активно выступали против «бега в мешках» как инструмента командообразования. Давайте называть вещи своими именами – это хорошее времяпрепровождение (что тоже сомнительно), но не более того. Аналогично с тем, как и использование «детских» инструментов на стратегической сессии: Lego, обложки Forbes и пр. По моему мнению, в современном мире это как минимум странно.

В этой статье разберем шаги, необходимые в процессе подготовки к качественной работе на стратегической сессии.
1. Исследуйте целевую аудиторию
В первую очередь надо понять потребительский сегмент – это потребности, чаяния наших уважаемых клиентов. И здесь, как мы уже говорили в предыдущей статье, возможны два подхода: процессный и аналитический.
Используйте инструменты процессного и аналитического консалтинга в тандеме
Из инструментов процессного подхода вы совершенно точно знаете карту эмпатии доктора Александра Остервальдера. Она может быть прекрасным эвристическим методом, который заодно помогает развить вашу эмпатию. Можно пойти и в другую сторону, и перед тем, как заказать или провести стратегическую сессию, провести полноценное исследование. Размышляя в рамках шаблона карты эмпатии, мы всё равно попадаем в ловушку собственных когнитивных искажений. Нам может показаться, что клиентам нравится одно, а на самом деле клиентам нравится совершенно другое.

Ошибка на стратегической сессии может стоить очень дорого. Вы точно можете использовать инструменты процессного консалтинга, но это не мешает вам провести серьезную аналитическую работу, глубоко и качественно исследуя вашу целевую аудиторию.
Кейс из практики
В процессе проекта по созданию HR-бренда для одной из компаний, мы проводили исследование аудитории и их опыта взаимодействия с компанией. Результат показал, что для большинства потенциальных сотрудников было важно найти на сайте и познакомиться с историей и управленческим составом компании. Вместо этого они видели корпоративные мероприятия, вечеринки и отзывы сотрудников.

Таким образом, наши кандидаты получали не ту информацию, которую они ожидали. В этот же самый момент HR-функция, создавая контент, была абсолютно уверена в том, что корпоративные праздники, фотографии корпоративных вечеринок – это как раз то, что хотят видеть будущие сотрудники компании. Это была стратегическая ошибка.
2. Сформулируйте рабочие гипотезы
Итак, мы провели исследование внутренних процессов, ограничений, коммуникаций, возможностей, ресурсов, точек роста, клиентов. По итогам исследования сформулировали несколько гипотез-ответов на вопрос: «Как нам достичь качественно лучших показателей по ключевым целям?».
Как мы говорили ранее, наличие гипотез в процессе подготовки к стратегической сессии позволяет очень серьезно сфокусироваться на собственных возможностях и ограничениях. После проведения стратегической сессии мы будем проверять эти гипотезы с помощью шагов, появившихся во время стратегической сессии (сбор данных, аналитика, пилотные проекты, глубинные интервью и другие инструменты).
3. Соберите команду «300 спартанцев»
Именно кросс-функциональная команда в состоянии дать нам широкий спектр идей и взглядов на ту или иную проблему.
Не попадайте в ловушку подбора «нужных» людей
Очень часто, когда мы формируем список участников будущих сессий, мы подбираем «нужных нам» сотрудников. В этот момент, уважаемые руководители, очень важно не перепутать «священную корову» с «дохлой лошадью». Если вы поймали себя на идее, что этого сотрудника надо пригласить, но кажется, что он не принесет нам пользы, возможно, лучше отказаться от этого участника.

В хорошей кросс-функциональной команде есть эксперты по каждой функции, глубоко понимающие свое направление работы, каждый из команды готов предпринимать действия для изменений и обладает лидерскими компетенциями, чтобы выступать амбассадором новой стратегии в дальнейшем.

Конечно же, подбор ключевой команды для разработки стратегии – это одна из самых сложных задач, и решить её в одиночку невозможно. Чтобы не попадать в ловушку своих симпатий/антипатий, подключите к этой задаче двух-трех лидеров компании или проведите индивидуальные интервью потенциальных участников с помощью внешнего провайдера.
Обеспечьте себя диапазоном разных мнений
Когда вы готовите состав стратегической сессии, обеспечьте себя большим диапазоном разных мнений. При этом вы должны понимать, что у вас есть гипотеза, фокусные вопросы, направления, с которыми вы точно хотите поработать, но только разные мнения позволят вам сдвинуться вперед.
Экологичный конфликт внутри команды как инструмент преодоления трудностей
Именно об этом говорил Патрик Ленсиони в своей книге «Пять пороков команд», утверждая, что экологичный качественный конфликт позволяет команде быстрее преодолевать проблемы и трудности. Поэтому мы не должны бояться разноплановости и разных подходов. Наоборот, на сессии мы должны инициировать здоровый и экологичный конфликт.

Экологичный конфликт – когда стороны могут аргументировать позицию, готовы слышать оппонента, отделять позицию оппонента от его личности, менять свою точку зрения под действием аргументов, логики и здравого смысла, а не стоять на своем во что бы то ни стало.
4. Место проведения сессии – так же важно, как и подготовка к ней
Стратегическая сессия должна стать знаменательным событием для вашей команды. Это накладывает определенный отпечаток на выбор места, где будет проходить стратегическая сессия. И как долго бы вы не говорили о важности этой сессии, как бы много времени не уделяли подготовке, тем не менее, иногда возникают досадные казусы, когда компания в последний момент все-таки решает провести стратегическую сессию в помещении собственной компании.

Безусловно, стратегическая сессия должна стать значимым мероприятием, поэтому не скупитесь и все-таки вывезите своих сотрудников за пределы собственного офиса. Еще лучше организовать своеобразный «конклав»: попытаться изолировать участников от внешнего мира и два-три дня фокусно работать над задачами стратегической сессии.
5. Методология – инструмент достижения договоренностей
Еще до стратегической сессии мы должны определиться с выбором методов, с которыми вы будете работать внутри. Выбирая ведущего, консультанта для своей стратегической сессии очень важно заранее договориться о том, каким методом/инструментом вы будете достигать обозначенных результатов. Для нас с вами очевидно, что стратегия – это всего лишь путь из точки А в точку Б, а вот каким образом мы будем идти и достигать договоренностей – это как раз вопрос выбранной методологии. Проще говоря, каждому воздастся по вере его.

Выбор методологии зависит от: корпоративной культуры компании, знакомства с методологией потенциальных участников, личных предпочтений заказчиков сессии, жизненного цикла и масштаба организации, мнения ведущего сессии (он чуть лучше понимает значение всех предыдущих факторов).

Я знаю огромное количество людей, которые с большим удовольствием по-прежнему сидят на Сбалансированной Системе Показателей (ССП), которая лично мне очень нравится. Есть компании, которые категорически отказываются от этого метода в пользу Остервальдера и его знаменитой модели; есть люди, которые опираются исключительно на труды Элияху Голдратта и используют его теорию ограничений.


Есть люди, которые используют бизнес-игры для работы в рамках стратегической футурологии, чтобы заглянуть за горизонт и посмотреть, каким образом взаимодействовать с будущим. В данной ситуации нет плохого или хорошего инструмента. Если вы предоставите возможность выбирать инструмент стороннему человеку и заранее не договоритесь с ним о том, как будут работать с вашей топ-командой, то вас могут ждать неприятные сюрпризы в виде Lego или поделок в духе обложки Forbes. Удачи вам при подготовке!
Читайте также:
Самая свежая статья
Новые мысли, идеи и методики по системе управления персоналом, стратегическому развитию компании и повышению эффективности сотрудников.