Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
Разработка стратегии — Часть 3
Стратегическое планирование
через инструменты SWOT и TOWS
В статье мы поговорим про один известный инструмент стратегического планирования – SWOT анализ. Однако к классическому инструменту мы добавим новый уровень, инструмент повышенной сложности – TOWS-анализ.
9 ноября 2020 г.
Чтение этой статьи займет 10 минут
Многие компании на стратегической сессии так или иначе используют SWOT-анализ. Несмотря на кажущуюся простоту инструмента и легкость в использовании, все еще можно встретить следующие формулировки: «У нас есть возможность выйти на внешний рынок». Хочется напомнить, что возможности и угрозы – это внешние факторы, которые напрямую не являются частью нашей компании, но могут оказывать на нас определенное воздействие.
Стратегическое планирование
Подготовка, подготовка и еще раз подготовка
Представим, что мы сделали с вами SWOT-анализ. Чаще всего его результаты так и остается на листе флипчарта (в Miro/Google-документе при дистанционных сессиях), и мы не понимаем, что же делать с этим дальше. Более того, сделаю шаг назад и прокомментирую: без предварительного исследования рынка на этапе подготовки часто даже сильные и слабые стороны оценивают не совсем корректно. Тогда в SWOT-анализе могут появиться следующие комментарии: «Наши сильные стороны – это высокий профессиональный уровень нашей команды». Возникает вопрос: «Нам хочется так думать или это действительно так? Если это так, то какими методиками мы можем это проверить?» Или, например, слабые стороны: «У нас не развит канал взаимодействия с потребителем». Так ли это, или это нам кажется, или это по мнению какого-то конкретного человека / эксперта? Откуда появилась эта информация?

Как мы говорили в предыдущей статье, подготовка к стратегической сессии должна занимать большую часть времени. Если вы не готовитесь перед сессией, и вам кажется, что экспертизы ваших топ-сотрудников хватит для того, чтобы сделать всё «с колес и на месте», то вы можете получить весьма простенький SWOT с какими-то великими или не очень умозаключениями. Практической пользы в этом мало. А мы в TSQ Consulting любим видеть результат своих действий, поэтому эта статья о том, как вытащить из SWOT-анализа максимум, раз уж мы за него взялись.

Давайте рассмотрим позитивный сценарий, когда мы всё-таки подготовились к сессии и действительно понимаем наши сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
Что же делать с этим дальше?
Именно на данном этапе мы включаем в работу следующий инструмент – TOWS-анализ. Он позволяет сформулировать стратегические инициативы на основе факторов, полученных из SWOT. Иными словами, структурирует дальнейшую работу по стратегическому планированию.

На стратегических сессиях люди чаще работают в режиме фасилитации, очень многие используют WorldCafe. Разберем, как это организовать:
1. Объедините людей в группы
Вы объединяете людей в группы по следующему принципу: например, вы объединяете команду, которая работала с сильными сторонами и угрозами, и у вас получается группа, которая будет обсуждать сильные стороны в вашей компании и внешние угрозы. Вторая группа будет работать со слабыми сторонами и с возможностями. Таким образом, вы можете делать в дальнейшем различные перемещения, комбинируя участников в зависимости от того, какие комбинации факторов вы хотите проработать.
2. Комбинируйте элементы SWOT-анализа
Участники берут первую сильную сторону и первую угрозу, объединяют их в пару. Далее они смотрят на эту пару и задают себе очень простой вопрос: объединение этих двух факторов что-то нам дает? Если нет, мы эту пару можем исключить как неиформативную. Если да – стоит поразмышлять, что следует сделать. Например, мы видим, что нам не хватает компетенций в компании, при этом наши конкуренты начали масштабироваться и набирать персонал. Мы понимаем, что конкуренты масштабируются, а у нас объективно слабые компетенции у персонала. Кажется, что эта комбинация дает нам повод задуматься.
3. Сформируйте стратегические инициативы
И вот здесь у нас возникает стратегическая инициатива. Мы берём пункты SWOT и просто начинаем эти пункты комбинировать друг с другом, задавая себе вопрос: эта пара имеет смысл, или нет? Отсеиваем нерелевантные пары, а из нужных генерируем, в какую стратегическую инициативу она может вылиться. После такого достаточно сложного упражнения вы получаете определенное количество стратегических инициатив для дальнейшей проработки.
Важно понимать, что после различных комбинаций стратегические инициативы повторяются, а некоторые повторяются достаточно часто. Вы это увидите, когда будете это делать самостоятельно, собственными руками. Совершенно точно это повторение информирует вас о том, что именно с этой стратегической инициативы надо начинать. Вспоминая Элияху Голдратта: если это так часто звучит в нашей системе, значит, в потенциале это может быть нашей слабой точкой. И наша система при повышении нагрузки именно в этой точке даст сбой. Это значит, что мы в первую очередь должны исправлять и работать именно с этим моментом.

Таким образом, после SWOT и TOWS вы получаете стратегические инициативы, подходящие ровно под вашу компанию, а не те, что вам показались привлекательными в начале.

Именно поэтому, коллеги, не забывайте готовиться к стратегической сессии и проверяйте ваши рассуждения и ваши идеи данными и числами.
Читайте также:
Самая свежая статья
Новые мысли, идеи и методики по системе управления персоналом, стратегическому развитию компании и повышению эффективности сотрудников.