Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
Разработка стратегии — Часть 1
Два мира стратегий: анализ и процесс
Выбрать методологию и подход к разработке стратегии важно перед тем, как вы запланируете сессию со своей топ-командой. Это влияет как на результат стратегической сессии, так и на достижимость запланированных целей. В статье поговорим про аналитический и процессный подходы к стратегированию. Разберем ограничения и преимущества каждого.
9 ноября 2020 г.
Чтение этой статьи займет 6 минут
Сейчас цена ошибки слишком велика, и компании все чаще проводят стратегические сессии и относятся к этому процессу более ответственно. Пожалуй, самое время занять конкретную позицию и выбрать методологию, в рамках которой вы будете принимать серьезные управленческие решения. Это важно сделать перед тем, как вы закажете стратегическую сессию и соберете свою управленческую команду для генерации стратегических инициатив и составления плана действий.

Если говорить про подходы к стратегированию, важно понимать плюсы и минусы, ограничения и возможности каждого из них. Не буду критиковать ни один из этих подходов, я уверена, что вы вправе выбрать тот подход, который ближе вам по корпоративной культуре, парадигме, подходам, организационной структуре и т.д.
Процессный подход
Чаще всего компании пользуются именно этим подходом.
  • Когда применяется?
    У топ-команды уже есть четкое понимание стратегии и того, куда вести свою команду, каких финансовых показателей и ключевых целей должна достичь организация на определенном временном горизонте.
  • Как это выглядит?
    В компанию приглашается фасилитатор, который по определенным правилам, стандартам, регламентам, подходам и методикам, проводит для вас стратегическую сессию.
Ограничения подхода
  • Низкая надежность, высокая вероятность ошибки
    Вы можете стать заложником своего внутреннего театра, когда вы выбираете для себя определенное видение, цели, стратегии, и в ситуации процессного подхода полностью доверяетесь интуиции, экспертизе, знаниям своей команды.
  • Необходимость проверять решения с помощью аналитики
    Я не призываю вас перестать доверять своим топ-менеджерам, тем не менее, мы все люди. Когнитивные искажения – это то, что случается с нами даже чаще, чем нам хотелось бы. Поэтому, используя процессный подход, вы должны понимать, что в любом случае эти решения и шаги, должны сурово проверяться аналитиками.
Безусловно, процессный подход может выглядеть несколько симпатичнее с точки зрения подходов и вообще групповой динамики. Консультанты, которые исповедуют этот подход, чаще всего в душе или по профессии коучи, поэтому они опираются на внутренний мир, интуицию, подходы, участников сессии. В этом случае, можно попасть в ловушку и столкнуться с когнитивными искажениями участников и со своими собственными когнитивными искажениями.
Аналитический подход
Более основательный подход, требующий тщательной подготовки, но адаптирующийся под ситуацию и ресурсы компании, за счет чего является более результативным.
  • Какую работу он предполагает?
    Перед стратегической сессией вы уделяете некоторое время для подготовки: изучаете влияние внутренних и внешних факторов, формулируете рабочие гипотезы, проводите аудит, исследование бизнес-процессов и исследование рынка.
Ограничения подхода
  • Компетентность
    Вам потребуются специалисты, которые умеют проводить исследования рынка, внутренний аудит бизнес-процессов и возможностей компании. От результатов анализа зависит релевантность выдвинутых рабочих гипотез, а значит, и жизнеспособность стратегии в целом.
  • Длительность
    Тщательный анализ внешних и внутренних факторов и формулировка рабочих гипотез требует времени. Если у вас его мало, привлекайте внешних консультантов для повышения скорости без потери в качестве. Например, в TSQ Consulting есть команда бизнес-аналитиков, которые смогут взять это на себя.
  • Стоимость
    Если предварительная работа проводится внутренними силами, вы тратите временные ресурсы ключевых сотрудников, а следовательно, и деньги. Более райиональный подход – делегировать этот этап внешним специалистам, которые смогут оперативно и без потери в качестве провести анализ и аудит, сформировать рекомендации и рабочие гипотезы.
Преимущества подхода
  • Рабочие гипотезы позволят ускорить и конкретизировать работу топ-команды
    Уже в процессе подготовки у нас появляются рабочие гипотезы. Это значит, что на стратегическую сессию мы выходим с несколькими тезисами, которые уже на сессии проверяем экспертизой, идеями, подходами ваших топ-менеджеров. Появляются те шаги, с помощью которых мы будем эти гипотезы проверять.
    Несмотря на то, что данный подход действительно является более дорогим и тяжеловесным, с точки зрения пользы для компании он выигрывает.
  • Не тратим время команды на работу с «красивыми целями» вне зоны развития компании
    Мы уже не распыляемся на «стратегии голубого океана» и не думаем о способах завоевания рынка и создания модели «подрывных инноваций». Мы двигаемся в контексте своей организации и ее ресурсов. Существует огромное количество компаний, которые, распыляясь на стратегической сессии, начинают уходить сильно за горизонт и за зону собственного ближайшего развития.

    Я уверена, что вы сталкивались с тем, что сотрудники в процессе стратегической сессии вдохновлялись, понимали, что они уже готовы «бежать за горизонт» вместе с вами, но на этом все и заканчивалось. После стратегической сессии вы оформляли красивую дорожную карту, но больше ничего не происходило. Это связано не с тем, что процессный подход плох, а с тем, что вы плохо подготовились к стратегической сессии и в процессе сессии выходили за границы собственной зоны ближайшего развития и искали не там, где должны были искать.
  • Фокусировка на решении проблем
    Наличие гипотез в процессе подготовки к стратегической сессии позволяет вам серьезно сфокусироваться на вопросах и на собственных ограничениях. Нет смысла фантазировать о блистательной, абсолютно прорывной бизнес-модели, чтобы в процессе реализации понять, что у компании очевидно не хватает для этого ресурсов.
Подчеркну, процессный подход зачастую выбирают те руководители, которым он подходит с точки зрения их внутреннего состояния и парадигмы. Поэтому, коллеги, выбирайте самостоятельно. Однако, мне кажется, вам, как любому руководителю, пора принять свою точку зрения и решить, на чьей вы стороне.
Читайте также:
Самая свежая статья
Новые мысли, идеи и методики по системе управления персоналом, стратегическому развитию компании и повышению эффективности сотрудников.