Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
Работа с инновациями: ключ к новым путям эффективности и росту в кризис
Предыдущая стратегия действий организации, которая делала ее успешной в последние годы, может оказаться невозможной для реализации в период кризиса и выхода из него. Стабильная ситуация и обычный ход жизни изменился, предоставляя компаниям новые возможности. Как их увидеть и как приручить инновации, успешно внедрить новые способы действия в организацию – рассказываем в статье.
13 июля 2020 г.
Чтение этой статьи займет 13 минут
Текущий кризис на фоне COVID-19 показал нам, как быстро могут измениться привычные способы работы и жизни. Компании оказались в ситуации вынужденных изменений, в поиске новых путей привлечения клиентов в период жесткой экономии бюджетов. И даже тот, у кого все всегда было гладко, понимает и чувствует острую жажду открытия такого направления деятельности и способа, который обеспечит конкурентное преимущество в своей отрасли и подсветит новые грани в уникальном торговом предложении организации. Сейчас организации как никогда прежде готовы к осмысленной работе с инновациями.
По данным опроса McKinsey&Company, 90% руководителей считают, что пандемия внесет значительные изменения в способ ведения бизнеса в течение следующих 5 лет, а 85% убеждены, что пандемия окажет долгосрочное влияние на поведение и потребности потребителей в следующие 5 лет. Причем, лишь 21% заявили, что у них есть экспертиза, ресурсы и стремление, чтобы поддерживать рост в полную силу.
Менее 30% руководителей уверены, что они готовы принять и поддержать изменения, причем область, в которой они чувствуют наименьшее количество ресурсов, – это предоставление новых возможностей для роста.
Работа с инновациями
Руководители в основном сосредоточены на поддержании непрерывности бизнеса: сокращении расходов, повышении производительности и принятии мер безопасности. Им некогда генерировать идеи и продумывать новые пути реагирования на запросы рынка. Всепоглощающая операционка не предоставляет возможности для стратегических размышлений и решений.

Если вы узнали здесь свою компанию, советуем прочитать предыдущую статью про развитие системы операционной эффективности.

В большинстве случаев силы и ресурсы руководителей сейчас направлены на поддержание основного направления бизнеса, сохранение бюджетов и минимизацию рисков. Несмотря на это, стоит пересмотреть деятельность организации с целью:
  • выявления новых способов поведения покупателей и адаптации модели организации для удовлетворения потребностей клиентов;
  • своевременного обнаружения новых возможностей в быстро меняющейся ситуации на рынке;
  • пересмотра текущего портфеля идей и инноваций для должного распределения ресурсов;
  • создания базы для роста организации в период восстановления и обеспечения конкурентоспособной позиции.
Предыдущая стратегия действий организации, которая делала ее успешной в последние годы, может оказаться невозможной для реализации в период кризиса и выхода из него. Стабильная ситуация и обычный ход жизни изменился, предоставляя компаниям новые возможности. Как их увидеть и как приручить инновации, успешно внедрить новые способы действия в организацию – рассказываем дальше.
Как работать с инновациями
Ниже мы разберем шаги, которые вы можете проделать как руководитель самостоятельно, но эффективнее всего собрать для этого рабочую группу с ключевыми лицами бизнеса и сделать организационную / стратегическую сессию. Наиболее конструктивно сессия пройдет под руководством внешнего эксперта. С удовольствием поработаем с вашей организацией. Заказать сессию вы можете, заполнив бриф.
  • Определить наиболее важные и актуальные проблемы, которые есть в компании сейчас
    Сгенерируйте весь список проблем. А дальше советуем проработать ключевые причины проблем, чтобы выявить те самые 1 – 2 причины большинства проблем бизнеса. Работайте в логике концепции Голдратта и Диаграммы Исикавы.
    01
  • Определить проблемы потребителей
    Чтобы выявить наиболее ценную проблему клиента, компаниям необходимо четко определить:
    • что это за клиент, сделать конкретное описание;
    • разработать основанное на фактах понимание насущной проблемы, с которой сталкивается этот клиент;
    • указать результат, которого вы надеетесь достичь, решая эту проблему.
    Используйте принципы дизайн-мышления, отталкивайтесь не только от проблем компании, но и от проблем пользовательского опыта клиентов. Составьте Customer Journey Map.
    02
Понимание потребностей – ключ к инновациям
  • Запустить генератор концепций и идей
    Какие инструменты помогут:
    • Проблемная сетка – работа с убеждениями, которые мешают организации внедрять инновации.
      «Что, если бы все было наоборот?» – работа с текущими убеждениями + работа над возможными другими сценариями в отрыве от проблем
    • Генерация идей на границах трех концепций: неудовлетворенные потребности клиентов, технологические тенденции и бизнес-модели
    • Проведение аналогий с другими отраслями. Берите и пересматривайте хорошие примеры из других отраслей – программы лояльности, особое отношение к новым клиентам, отстройка в качестве и пр
    • Генерация идей под ограничивающий контекст. Для стимулирования задайте рабочей группе следующие вопросы: Что делать, если бы вы могли обслуживать только один тип клиентов? если единственный доступный канал – онлайн? если ваш текущий поток доходов исчез?
    Какие дополнительные механики можно использовать:
    Стратегия голубого океана
    Бизнес-Моделирование по Остервальдеру
    03
  • Управление изменениями через бизнес-модель
    Потребительское поведение меняется: те установки, которые были у клиентов раньше, иногда постепенно, а иногда и внезапно, могут кардинально измениться на противоположные. Кризис COVID-19 нам это показал. Бизнес должен быть готов к тому, чтобы оперативно поменять свою бизнес-модель, быть многогранным и независимым от одного способа привлечения клиентов, а также способным трансформировать свое ценностное предложение.

    Устранение ограничений и оспаривание предыдущих предположений о том, что именно будет создавать наибольшую ценность, – это эффективные способы создания новых бизнес и экономических моделей.

    Для генерации прогнозной финансовой модели и оперативной адаптации бизнес-процессов используйте инструменты из пакета HR Траблшутер.
    04
  • Отсев инновационных идей на жизнеспособность
    • Организуйте «прожарку» ключевых инноваций, с помощью которых вы увидите слабые места и сможете выстроить алгоритм устранения возможных проблем.
    • Сделайте стресс-тест. В этой статье вы найдете алгоритм проведения стресс-теста.
    • Перед внедрением любых идей и инструментов задавайте вопрос: Зачем нам это? Чтобы что...? (отсев на адекватность и разумность внедрения). Не занимайтесь масштабированием хаоса, внедряя в работу своей организации трендовые, но ненужные инструменты. Всегда помните про эксперименты Коттера «Мишень и воронка».
    • Задайте себе вопросы из этого списка перед внедрением – так вы сможете отсеять наиболее разумные и жизнеспособные идеи.
    05
  • Внедрение инноваций
    • Следуйте логике модели внедрения изменений Коттера
    • Не внедряйте сразу на всю компанию. Сформируйте фокус-группу или отдайте под инновации конкретный регион/отдел.
    • Отслеживайте логику работы по чек-листу ведения проектов
    06
  • Отслеживайте и фиксируйте изменения
    Для поддержания жизнеспособности новых способов работы необходимо сильное управление. Неопределенность и хаотичность творческого процесса нужно уметь заземлять с помощью решительности, личной ответственности и прозрачности процессов/коммуникаций.

    Продумайте, как новые пути работы вписать в текущую корпоративную культуру и закрепить в долгосрочной перспективе. Этому посвящен курс «Стратегия и корпоративная культура»

    Как оперативно переориентировать и обучить персонал в кризис? Подготовили для вас чек-лист:
    07
Читайте также:
Самая свежая статья
Новые мысли, идеи и методики по системе управления персоналом, стратегическому развитию компании и повышению эффективности сотрудников.