Рассылка, от которой вы будете... в восторге!
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
Цифровая трансформация:
как HR может помочь компании сделать прорыв?

Сейчас HR может помочь бизнесу сформулировать и реализовать цифровую стратегию, подготовить сотрудников и систему работы с персоналом в целом к трансформации. Как это сделать? Расскажем в этой статье.
8 июня 2020 г.
Чтение этой статьи займет 20 минут
Цифровизация – не новый тренд в HR. О нём говорят несколько лет, но только сейчас, в контексте глобальной удалёнки, цифровая трансформация переходит из тренда в необходимость. Бизнес урезает процессы, которые замедляют развитие, начинает всерьез задумываться над автоматизацией, вкладывает ресурсы в развитие технологий, которые помогут совершить прорыв.

HR может помочь бизнесу сформулировать и реализовать цифровую стратегию, подготовить сотрудников и систему работы с персоналом к трансформации. Как это сделать? Расскажем в этой статье.
Основная задача HR в рамках цифровой трансформации компании — подумать о том, как адаптировать работу своей компании к использованию различных форм цифровых технологий, а также прогнозировать, как при этом изменится поведение сотрудников и клиентов.
Важно понимать:
Сейчас мы внутри четвертой промышленной революции, которая связана с появлением и внедрением в жизнь искусственного интеллекта. Прорывными в своей отрасли станут компании, укротившие цифровые технологии.
1
Широкое употребление термина «цифровизация» дискредитирует его
Многие начинают внедрять чат-боты, использовать роботов, но не понимают, ЗАЧЕМ они это делают.

Напомню: количество «вариаций» в системе организации (по Демингу) масштабирует хаос. Когда мы бессистемно внедряем разные технологии, методики и инструменты, то только масштабируем хаос. Цифровые технологии нужно внедрять, опираясь на цели, задачи и стратегию компании.
2
Думая о цифровизации, мы говорим о реакции нашего бизнеса и отрасли на цифровые тренды
3
Цифровизация – это не однократное действие, а система.
Внедряйте цифровые решения на уровне бизнес-модели организации.
Как понять, что компания готова к цифровой трансформации?
— Проанализируйте текущие операции компании и сравните с цифровым идеалом.
— Подумайте о том, как адаптировать работу своей компании к использованию различных форм цифровых технологий, а также спрогнозировать, как при этом изменится поведение сотрудников и клиентов.
С чего можно начать: вопросы для обсуждения внедрения цифровизации с ключевыми лицами в компании
С этими вопросами вы можете поработать в своей компании на стратегической или организационной сессии:
  1. На каком этапе цифровизация нашей отрасли?
  2. Как меняются потребности наших клиентов в связи с цифровизацией?
  3. В чем уязвимость наших бизнес-процессов и бизнес-модели?
  4. Умеем ли мы работать в комплементарных бизнес-моделях?
  5. Как мы работаем с аналитикой? И используем ли мы возможности аналитики (например, в HR)?
  6. Есть ли в организации необходимые навыки?
  7. Что зависит лично от меня?
  8. Ощущаем ли мы необходимость перехода на цифровую стратегию?
  9. Жизнеспособен ли наш бизнес в цифровом мире?
  10. Какая стратегия нужна нам для того, чтобы отвечать на цифровой вызов?
  11. Что в компании мешает трансформации?
  12. Как можно оптимизировать наши активы с учетом цифрового мира?
  13. Хочет ли этого главный?
  14. Как быстро мы должны действовать?
  15. Готовы ли сотрудники к изменениям?
Зачем? Чтобы что...?
Перед внедрением цифровых решений, ответьте себе на эти вопросы, сформулируйте чёткие ответы и поймите, как это связано с ключевыми целями компании / какую именно проблему вы хотите решить.
Обозначьте HR-метрики
Посчитайте первичную аналитику: с чем мы «заходим» в цифровизацию?
Проанализируйте
бизнес-процессы
Распишите процессы и поймите, что работает плохо / долго / не качественно
Татьяна Андреева подготовила для этой цели набор метрик в следующей логике:
ключевые HR процессы – связанные с ними риски метрики, по которым можно проанализировать ситуацию.
Скачать список метрик для сбора данных в компаниях
Заполните эту форму, и вы сразу же получите ссылку на скачивание.
Компетенции, которые помогут в процессе:
Стратегическое мышление, технические знания и умения, технический потенциал.
2016 год. Исследование MIT Менеджмент Ревью опубликованы самые необходимые навыки руководителя для цифровой трансформации.
Навыки цифрового руководителя:

  1. Первое — и это основа пирамиды — управленцы должны развивать стратегическое понимание новых правил рынка, т.е. они должны понимать, какие экономические тенденции двигают цифровую трансформацию, и какие правила и привычные законы бизнеса необходимо пересмотреть.

  2. Следующий уровень – лидерство на 360º. В частности, передать инициативу в руки молодых, креативных специалистов и экспертов по цифровым технологиям, которые играют роль «обратных» менторов (reverse mentors).

  3. В верху пирамиды – инновации и стратегия: Как управленцы могут гарантировать, что бизнес-модель построена таким образом, что она обеспечивает долговременную прибыльность, и то, что клиенты постоянно взаимодействуют с организацией, используя цифровые технологии, а продукты и услуги разрабатываются с учетом потребностей клиентов?
Какие есть две стратегии для дальнейшего развития
Мифы о цифровизации
1
Каждая компания должна цифровизироваться
У вас небольшой бизнес
Вы не планируете масштабироваться
Все хорошо и без цифровизации
Вы не можете ответить на вопрос «Зачем?»
2
Цифровизация опирается на прорывные технологии
Цифровизация опирается на метрики, четкие бизнес-процессы, данные и простые аналитические инструменты.
Чат-боты – имитаторы общения. Помогает собирать информацию, коммуницировать с клиентами/сотрудниками.
Дашборды – помогают визуализировать и анализировать данные (хорошее подспорье для взвешенных управленческих решений).
Нейросети – анализ эмоций, аудио, массивов данных.
Роботизация – замена человеческого труда.
3
Только прибыльные компании запустят цифровизацию.
На самом деле, чем устойчивее компания, тем неповоротливее ее процессы, сложнее внедряются инновации. Организация становится не такой гибкой: «Если все хорошо работает, ничего не трогай».
4
Нужно взорвать нашу отрасль первыми
Быть иммитатором чаще всего проще, чем новатором. Вы можете учесть ошибки первопроходцев и стать успешнее.
5
Все руководители хотят цифровизацию
Это далеко не так :)
Что делать, если хочется? Вариативность решений.

  1. Самостоятельная или заказная разработка инструментов для решения отдельных кадровых задач.

  2. Покупка коробочных программных продуктов для решения задач HR-департамента.

  3. Расширение функционала используемой в компании ERP-системы с помощью установки HRM-модулей.

  4. Внедрение мощной и дорогой HRM-системы.

ЭТОТ ШАБЛОН поможет вам решить, что именно вам нужно. После этого вы можете обращаться к нам для реализации.
Пример цифрового HR: Чат-бот для оценки персонала



Чат-бот – универсальный инструмент, который можно использовать на всех этапах оценки сотрудников. Мы системно встраиваем его в существующую HR-инфраструктуру компании.

Бот может быть мульти-платформенным или быть реализован на одном из каналов на выбор: telegram, viber, slack, facebook messenger и т.д.

Чат-бот создает опросы разной степени сложности, выбирает группу сотрудников. Результаты опроса отображаются в виде визуальной статистики.

Технологические преимущества:
Быстрый доступ к информации

Технология чат-бота позволяет держать необходимую информацию всегда рядом и быстро воспользоваться ей в нужный момент
Контроль времени оценки

Чат-бот позволяет сотруднику проходить оценку в комфортных для него временных рамках, что сильно влияет на объективность тестирования
Автоматический анализ данных

Все данные полученные в ходе тестирования через чат-бот автоматически структурируются и формируются в отчет или дашборд
Цепочки действий

Чат-бот позволяет выстраивать более гибкие цепочки тестирования. В зависимости от ответа подчиненного, он может отправить его начальнику тот или иной вид теста
Построение цифровой системы оценки персонала:
База знаний по оценке
Сотрудники могут использовать её не только для учебы, но и в ежедневной работе, используя быстрый интерфейс чат-бота.

Опросы
Система тестирует сотрудника после изучения материалов. Тесты могут быть с закрытыми и открытыми ответами. Это позволяет контролировать и корректировать процесс.

Напоминания
Работают, как в сторону HR подразделения, так и в сторону сотрудников.
И те, и другие должны избежать ситуации подготовки к тестированию «в последнюю ночь».
Отчетность:
Читайте также:
Самая свежая статья
Новые мысли, идеи и методики по системе управления персоналом, стратегическому развитию компании и повышению эффективности сотрудников.