Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
АНТИкризисное управление
Первое, что должны сделать топ-менеджеры компаний – осознать, что компания сталкивается с кризисом. И решать не только сиюминутные проблемы, но и мыслить стратегически, о будущем компании. Кризис рано или поздно закончится. Задача компаний – не погружаться в него, а готовиться к выходу из кризиса и планировать «вдолгую».
18 марта 2020 г.
Чтение этой статьи займет 10 минут
Безусловно, вирус COVID-19 стал «черным лебедем» – человеческой трагедией, событием мирового масштаба, представляющим угрозу для государственных систем и экономики. Но мы хотим напомнить, что кризис — это не только шок и неопределенность, кризис — это еще и уникальные условия для радикальных и масштабных преобразований. И вам даже не нужно предпринимать какие-либо специальные меры по созданию у сотрудников ощущения необходимости изменений: все уже готовы внимать словам реформаторов.
В любом кризисе выигрывают те компании,
которые в критической ситуации продолжают действовать.
Антикризисный Штаб поддержки HR
Мы на связи с вами ежедневно, 24/7 – до тех пор пока накал страстей не утихнет:
  • в Zoom
    ежедневно по будням в 16:00 и в субботу в 12:00 мы выходим с вами на онлайн-связь (двустороння связь, где вы сможете проконсультироваться с экспертами по любому вопросу, который для вас актуален здесь-и-сейчас);
  • в Telegram-канале
    публикуем выжимку алгоритмов, инструментов и знаний по каждой видео-связи;
  • в Telegram-чате
    отвечаем на ваши вопросы и создаем поддерживающее сообщество по вопросам HR.
ПОДДЕРЖКА БЕСПЛАТНАЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ >
Шаги по АНТИкризисному управлению:
Обеспечить безопасность сотрудников и непрерывное функционирование бизнеса
Мы не будем писать вам про регулярные проветривания и отслеживание температуры сотрудников – вы это и без нас знаете. На данном этапе важно найти баланс, чтобы поддерживать текущую деятельность компании с минимальными потерями для бизнеса.
  • 1
    Оперативная коммуникация
    Организуйте каналы коммуникации с сотрудниками так, чтобы оперативно оповещать каждого о принятых мерах и новостях компании (мы используем Slack и помогаем компаниям выстраивать внутренние коммуникации).
  • 2
    Обеспечение бесперебойной работы на удаленке
    Скорректируйте при необходимости бизнес-процессы под удаленную работу, обеспечьте сотрудникам помощь в переходе на новый формат работы;
    1. 3
      Собрание с сотрудниками
      Каждому сейчас необходимо ощущение безопасности и единения. Расскажите про политику компании, текущую ситуацию, про ближайшие планы и действия (мы используем Zoom и Skype).
    2. 4
      Прозрачная коммуникация с руководителями компании
      Сообщайте об изменениях быстро и четко, с максимальной конкретизацией и инструкциями к действиям (вспоминаем всеми любимый SMART).
    Первые шаги по переходу на удаленную работу:
    1. обеспечьте «железо»: чтобы у каждого был компьютер и установленный софт;
    2. запишите видео-инструкции по использованию новых программ/объяснению новых бизнес-процессов;
    3. будьте готовы доплатить сотрудникам за более быстрый интернет;
    4. делать командные встречи чаще, расписание общих встреч переместить в общий доступ;
    5. придумайте правила, как вы теперь взаимодействуете в команде. Сейчас вам необходимо перестроить бизнес-процессы или отстроить новые – сразу «под приказ» (вспоминаем «синий уровень» Спиральной Динамики);
    6. планирование на неделю или чаще (вспоминаем SCRUM, ежедневные репперные точки и спринты).
    Не все так плохо. Нередко в компаниях при переходе на удаленку, наоборот повышается эффективность сотрудников (никто не отвлекается на кофеёк с коллегой и small-talk у куллера).
    Поможем настроить удаленную работу без потери качества и эффективности.
    Создать новую стратегию непрерывности бизнеса
    • 1
      Продиагностируйте ситуацию «as is»: как вы можете максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
    • 2
      Определите ключевые точки влияния кризиса на бизнес-планы и бюджеты (бизнес-модель по Остервальдеру помогает визуализировать, прогнозная бизнес-модель помогает посчитать);
    • 3
      Сформулируйте риски бизнеса и возможные пути их преодоления;
      1. 4
        Создайте циклы быстрой отчетности, чтобы каждый день вы могли отслеживать, как кризис влияет на ваш бизнес (мы используем и внедряем дашборды в регулярную работу компаний);
      2. 5
        Изучите альтернативные варианты цепочки поставок и другие возможности снижения рисков;
      3. 6
        Протестируйте разные стратегии на прочность (например, разработав stress scenario по персоналу).
      Считаем запас финансовой устойчивости
      Как провести стресс-тестирование:
      1. Определить точку безубыточности компании.
        Например, точка безубыточности - 1 млн. Выручка - 1,1 млн.
      2. Вычислить запас финансовой устойчивости – отнять от прибыли величину точки безубыточности.
        Финансовая устойчивость = выручка – ТБ = 0,1
      3. Разделить запас финансовой устойчивости на выручку и умножить на 100.
        0,1млн/ 1,1 млн * 100 = 9 %
      Если показатель положителен, можно развернуть стратегию снижения цен (Так, при текущей ситуации можно снизить стоимость на 9 %).
      Если показатель отрицателен, возможны варианты:
      -10% требуется сокращение затрат
      -30% необходима реструктуризация
      -50% следует меняться в масштабах компании
      -70% предстоит жесткая борьба за выживание
      -80% готовьтесь к банкротству

      Задача кризисного штаба, в который точно должен быть включён HR – работать с различными сценариями, помогая бизнесу выживать и оптимизироваться в сложившейся ситуации. Таким образом HR выступает своеобразным траблшутером, который владеет методами решения проблем.
      Риск-менеджмент. Кастомизированный продукт основанный на динамическом исследовании. Оценка эффективности бизнес-деятельности. Стресс-тестирование.
      Из дистанционки вернуться не все, только самые лучшие. Отбор лучших "по ощущениям" – это всегда букет когнитивных искажений, дискриминации и внутреннего театра руководителя. Поэтому – собираем метрики и делаем аналитику.
      Разработайте план лидерства и культуры
      • 1
        Создайте команду реформаторов
        Сконцентрируйтесь на сотрудниках, которые владеют собой, спокойные, адекватно-позитивные, быстрые и гибкие, умеют принимать решения в ситуации неопределенности.
      • 2
        Создайте рабочие группы для решения вопросов
        Создайте управленческие группы по следующим направлениям: взаимоотношения с клиентами, поддержка сотрудников, взаимодействие с поставщиками/подрядчиками, административный сектор (финансовые риски и операционное планирование);
      • 3
        Введите культуру РААА в принятии решений в компании
        Культура РААА (pause-assess-anticipate-act): остановиться – оценить – спрогнозировать риск – действовать. Этот принцип должен использоваться постоянно. Культура РААА поможет лидерам оставаться в спокойствии и не продолжать реагировать на вчерашние вызовы, вместо того, чтобы отслеживать ситуацию «здесь и сейчас» и прогнозировать будущие вызовы.
      • 4
        Повысьте эффективность коммуникации
        Придерживайтесь прозрачности и обеспечьте быстрое обновление информации. Нивелируйте бюрократию и медленные процессы передачи информации.
      Работаем по системе целеполагания OKR
      (Objectives and Key Results)
      В чем преимущество: у каждой цели есть конкретные метрики и четко оцифрованный результат. Формулируем цели сразу на языке цифр.
      1. Первая и основная трудность инструмента: Руководители не могут формулировать цель на языке результата, в конкретной метрике – число/процент
        Например: «NPS 9,5» или «Сокращение количества ошибок на 20%»
      2. Короткие спринты – цели на неделю – цели ставим в конкретных метриках.
      3. Ставим руководителям цель в конкретной метрике. Результат фиксируем: сделал / не сделал.
      4. Заводим профессиональных «контролеров»: закручиваем гайки по эффективности сотрудников.
      Когда не хватает информации, а впереди – полная неопределенность, сотрудник начинает додумывать, паниковать и раздувать негативные слухи. Снимаем панику методом исключения и объясняем, что происходит. А главное – убеждаемся, что до всех дошло.
      Когда пилот теряет голову, экипаж и пассажиры обречены. Паника топ-команды и руководителей сейчас может привести к фатальному исходу. Помогите своей управленческой команде, составьте план развития актуальных сейчас компетенций (осознанность, критичность мышления, гибкость и уверенность)
      Повысьте устойчивость и готовность к новой «нормальности»
      • 1
        Следуйте намеченной стратегии и реализуйте планы, тщательно сверяя действия организации с меняющейся ситуацией. При возникновении существенных отклонений от планов, быстро корректируйте действия, чтобы избежать новых последствий. Используйте регулярные демо, ретроспективы и прочие инструменты гибких подходов – они сейчас вам как раз пригодятся.
      • 2
        При обнаружении сбоев, оперативно выявляйте сферу источника проблем (вспоминаем наши «рабочие группы») и устраняйте его.
      • 3
        Наработки и опыт этих этапов станет базой для разработки новых принципов работы и планов для экстренных ситуаций.
        1. 4
          Стремитесь сохранять процессы развития, которые долгосрочно влияют на эффективность бизнеса. Кризис закончится рано или поздно, и на вершине окажутся те компании, которые трудились и на перспективу в том числе.
        Если хочешь угробить бизнес – не обучай. Если хочешь менять бизнес, адаптировать его к ситуации, надо всех переучить. Невозможно перевести бизнес на новые рельсы, оставив поезд с сотрудниками на старых.
        Если нашего антикризисного штаба вам не достаточно – мы можем стать еще ближе. Пакет консультаций для HR.
        Пакет из 7 консультаций
        Читайте также:
        Самая свежая статья
        Новые мысли, идеи и методики по системе управления персоналом, стратегическому развитию компании и повышению эффективности сотрудников.