Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
Кейс — региональный банк (NDA)
Как научить руководителей управлять эффективностью через ССП? Настольная игра по Системе Сбалансированных Показателей
Как донести до менеджеров взаимосвязь высокой текучести кадров с низкой эффективностью и невыполнением плана продаж? Каким образом выполнять планы продаж, воздействуя на мотивацию и знания сотрудников? В кейсе рассказываем про создание настольной игры для внедрения ССП в компании.
Система Сбалансированных Показателей (ССП, Balanced Scorecard, BSC) — система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных показателей, отражающих все аспекты деятельности организации, как финансовые, так и нефинансовые. Подробнее о системе
Региональный банк
  • Входит в ТОП-30 крупнейших банков из списка ЦБ
  • Численность персонала — около 5000 человек
Вводные о ситуации в компании
Рост текучести кадров. Большая концентрация «увольняющихся» среди новичков и опытных «звезд». Около 30% новичков со стажем менее 3х месяцев не остаются в компании, уходят сами еще до окончания испытательного срока. Но из-за нехватки кадров нагрузка перераспределяется на действующих сотрудников, создавая условия постоянной переработки и эмоционального выгорания. В результате чего лучшие сотрудники, осознающие свою ценность на рынке, уходят. План продаж не выполняется.
Аудитория проекта: руководители линейного персонала. Средний возраст — 26−37 лет.
  • Цель работы
    Научить руководителей линейных менеджеров по продажам управлять факторами, влияющими на общую эффективность (продажи, мотивация, знания, сервис, штат). Развить системное мышление.
  • Инструмент достижения цели
    Игровой процесс, позволяющий легко вовлечь участников в обучение, чтобы донести, как нефинансовые показатели влияют на выполнение плана продаж. Каким образом, управляя мотивацией и знаниями персонала, не допустить текучести кадров.
Концепция и механика игры
Участникам предлагается выполнить роль команды управленцев. На поле изображены плоскости развития ключевых сегментов показателей: финансы (продажи, прибыль), клиенты (сервис, удовлетворенность), процессы (трудовая дисциплина), развитие команды (обучение).

В процессе игры участники решают нестандартные бизнес-кейсы. Каждый кейс отражает специфику бизнеса, у него нет правильных или неправильных ответов. Каждый выбор имеет последствия. Принимая то или иное решение, команда менеджеров набирает определенное количество баллов по одной шкале показателей, но может потерять в другой и т. д. Каждый раз решение принимать все сложнее. Ключевая цель — сбалансировать все показатели и достичь успеха в бизнесе (победить конкурентов).
Концепция и механика игры
Участникам предлагается выполнить роль команды управленцев. На поле изображены плоскости развития ключевых сегментов показателей: финансы (продажи, прибыль), клиенты (сервис, удовлетворенность), процессы (трудовая дисциплина), развитие команды (обучение).

В процессе игры участники решают нестандартные бизнес-кейсы. Каждый кейс отражает специфику бизнеса, у него нет правильных или неправильных ответов. Каждый выбор имеет последствия. Принимая то или иное решение, команда менеджеров набирает определенное количество баллов по одной шкале показателей, но может потерять в другой и т. д. Каждый раз решение принимать все сложнее. Ключевая цель — сбалансировать все показатели и достичь успеха в бизнесе (победить конкурентов).
Как устроена игра
Стратегия победы может быть не совсем очевидна с начала, т.к. не сразу ясна взаимосвязь материальных и нематериальных показателей.

Пример: можно «заставить» сотрудника выйти на работу в свой выходной день в качестве замены ушедшего на больничный. Тогда не будет «простоя» торговой точки (или производства), а продажи вырастут. Но при этом мотивация вышедшего сотрудника может снизиться. Снижение мотивации больше порогового значения приводит к уходу сотрудника. Нехватка штата больше критического значения приводит к «простоям» подразделений и поражению. И наоборот: излишний вклад в обслуживание может привести к «удорожанию» клиента и снижению рентабельности, и, как следствие, закрытию бизнеса.

Есть и другие взаимосвязанные процессы, которые влияют друг на друга в долгосрочной перспективе.
Принятие решений во внештатных обстоятельствах
Как и в любом бизнесе, в игре участники также переживают влияние внезапных внешних обстоятельств, например: пандемия COVID-19 (пропуск хода). А также другие локальные форс-мажоры, например: отключение электричества.
Задача игроков — находить эффективные решения с учетом внешних обстоятельств, а также последствий решений, принятых ранее.
Принятие решений во внештатных обстоятельствах
Как и в любом бизнесе, в игре участники также переживают влияние внезапных внешних обстоятельств, например: пандемия COVID-19 (пропуск хода). А также другие локальные форс-мажоры, например: отключение электричества.
Задача игроков — находить эффективные решения с учетом внешних обстоятельств, а также последствий решений, принятых ранее.
Решение кейсов развивает системное мышление
Решение различных кейсов и ситуаций позволяет развивать системное мышление, учит видеть взаимосвязи и заранее предсказывать влияние одних факторов на другие.

Все ситуации разрабатываются индивидуально, под запрос Заказчика. Главный принцип — за каждым выбором есть позитивные и негативные последствия (в разной пропорции).
Этапы работы в проекте
  • Выявление проблем и задач
    Проведение индивидуальных интервью с руководителями с целью выявления общих, систематических проблем и стратегических задач
  • Разработка
    Разработка и адаптация игровой механики, кейсов и ситуаций выбора с учетом специфики бизнеса Заказчика
  • Проведение бизнес-игры
    1. Теоретический блок: «Управление результатом» с целью обновления знаний об эффективных и современных подходах менеджмента
    2. Практический блок: Управленческая игра
  • Обратная связь Заказчику
    О выявленных ограничениях в решениях, привычных для участников
  • Передача методики
    Передача алгоритма проведения управленческой игры Заказчику, обучение назначенных ведущих
Результаты проекта
  • Участники знают, как влиять на нефинансовые показатели, которые в свою очередь влияют на выполнение стратегических задач в долговременной перспективе
  • Участники понимают, как взаимосвязаны мотивация, эффективность, знания, сервис, влияющие на удовлетворенность сотрудников и их клиентов
  • Заказчик получает сотрудников (руководителей), обладающих инструментами системного подхода к решению управленческих задач
  • Заказчик получает полный комплект управленческой игры и информации для ее проведения собственными силами, без привлечения внешних консультантов
Связанные практики
  • Комплексный проект трансформации компании. ССП позволяет выстроить взаимосвязи между стратегией с одной стороны и действиями сотрудников, KPI отделов, бизнес-процессами и обратной связью «снизу» – с другой.
  • — обучение современным soft-skills
    — развитие руководителей
    — экспертное обучение по направлениям
    — развитие внутренних экспертов
    — сопровождение и методическая поддержка корпоративных университетов

  • — повышение эффективности персонала
    — повышение лояльности клиентов
    — увеличение продаж и др. показателей
    — исследование целевой аудитории
    — разработка сюжета под ЦА
    — создание прототипа геймификации
    — продвижение и вовлечение игроков