Корпоративная культура как центр прибыли бизнеса
Как корпоративная культура влияет на сокращение материальных затрат и увеличение рентабельности бизнеса? Как использовать корпоративную культуру в качестве инструмента для синхронизации стратегии компании с задачами сотрудников — и какую роль в этом играет HR?
26 сентября 2022 г.
Чтение этой статьи займет 15 минут
Консультант по развитию команд, разработке стратегии и корпоративной культуре TSQ Consulting
В этой статье поговорим:
  • О корпоративной культуре как о системе
  • О том, каким образом она может последовательно или напрямую влиять на прибыль
  • О корпоративной культуре как о стратегии
Эти вопросы достаточно дискуссионные, тем не менее в них есть аспекты, которые требуют внимания. Для начала давайте обратимся к одной из интерпретаций определения корпоративной культуры компании.
Корпоративная культура — это система ценностей и жизненных установок собственника бизнеса или круга лиц, принимающих на постоянной основе стратегические решения, уже проявленные в жизненной позиции или желаемые (проявленные через действия), преданные через процесс вовлечения и формализации в виде миссии и ценностных ориентиров в процесс производства через правила, которые формируют и влияют на качество и эффективность бизнес-процессов, трудовых отношений, направленных на реализацию целей компании в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Обычно считают, и я с этим согласен, что формирование корпоративной культуры не нужно «коротким» компаниям, которые созданы по принципу «подняли денег и разбежались». Построение корпоративной культуры необходимо тем, кто «играет в долгую»; у кого есть стратегия, ключевые цели и намерение развивать и масштабировать бизнес. Однако, несмотря на размер и цели, каждая компания по умолчанию имеет определенные нормы и правила — то есть культуру организации, даже если она неосознанна и не формализована. Как правило, на старте бизнеса внутренняя корпоративная культура тесно связана с владельцем. Фактически он и продолжает являть собой ролевую модель культуры, пока управляет бизнесом. Он ее не озвучивает, не формализует, но все понимают, какая корпоративная культура действует и в какой компании они работают.

Прежде чем перейти к вопросам связи корпоративной культуры и прибыли, давайте посмотрим, где мы сталкиваемся с наибольшим сопротивлением, а в некоторых случаях — с неприятием разговора о культуре.

Сегодня трудно найти владельца бизнеса, который бы не испытывал определенный скепсис относительно возможности успешно внедрить инициативы по развитию корпоративной культуры. Российскому бизнесу не так много лет: многие компании созданы людьми, выросшими в другой экономической среде. Эти люди закалены кризисами 1998, 2008 и 2014 годов и имеют свой взгляд на корпоративные ценности. Слово «культура» для них часто звучит слишком мягко и абстрактно. Во многих компаниях до сих пор доминирует жесткая иерархия, и никто не собирается от нее отказываться.

И вот здесь главный вопрос: почему система корпоративной культуры воспринимается как полезный инструмент только для условно «бирюзовых» компаний? И почему при авторитарном стиле невозможно построить сильную корпоративную культуру сотрудников?

Ответ очевиден: в жесткой иерархии ценность личности низкая: «Я начальник — ты дурак». Однако ниже вы увидите пример компании, в которой при достаточно авторитарном управлении удалось выстроить сильную корпоративную культуру.

Кейс из опыта «Черный жемчуг»
Компания «Калина», выпускающая косметику под брендом «Черный жемчуг», является примером внедрения корпоративной культуры, ориентированной на человека. Основатель компании Тимур Горяев описал в книге «Шпаргалка для менеджера» три ключевых правила: «Не бухать, не врать, не воровать». Эти принципы корпоративной культуры исходят из ценностей владельца.
Пример: сотрудник подделал больничный. Горяев уволил его и направил письмо в поликлинику. Он показал: когда речь идет о ценностях корпоративной культуры компании, компромиссов быть не может.

Как только вы заходите на территорию ценностей, ваша толерантность должна снижаться до нуля
Для формирования корпоративной культуры важно доверие к самой сути бизнеса. Если компания нацелена на извлечение прибыли, зачем разделять чужие ценности? Часто сотрудники не разделяют радость собственника от прибыли. Но многие владельцы трансформировали свое отношение к прибыли: это не цель, а средство развития, создания рабочих мест и решения общественно значимых задач.
Прибыльность есть необходимое условие существования, средство достижения более важных целей, но это не цель сама по себе для многих великих компаний. Прибыль – это все равно, что кислород, пища, вода и кровь для тела, они не смысл жизни, но без них жизнь невозможна.
— «Построенные навечно» Джим Коллинз, Джерри Поррас
Именно так. Что бы вы не хотели создать, прежде вам придется заработать. А если вы хотите получить преимущество, чтобы заработать, на рынках с унифицированными правилами игры, когда финансы открывают любые возможности, то вы должны создать такие условия в компании, которые позволили бы вам это преимущество не только создать, но и удержать. Здесь мы переходим к аспектам, которые наиболее важны для любого предпринимателя. Каким образом я могу нарастить или удержать на падающем тренде свою прибыль, используя инструменты корпоративной культуры?


Как корпультура влияет на прибыль бизнеса?
Корпоративная культура компании и ее принципы могут напрямую влиять на прибыль. Исследования показывают: сильная корпоративная культура повышает эффективность на 30% по сравнению с конкурентами. Если у вас хорошая стратегия и бизнес-модель, вы зарабатываете как минимум на 30% больше. А если выстроена творческая корпоративная среда, возможны и выходы в «голубые океаны» с кратно большей маржинальностью.
Кейс: один из лидеров производства мягкой мебели в России
Идея: в рамках масштабирования корпоративных ценностей компания решила сделать красивый жест – на финальной стадии упаковки продукции вкладывать письмо от мастера: «Уважаемый клиент, я, Иванов Иван Иванович, изготовил диван, желаю вам…». Личное обращение мастера — что может быть круче?

Проблема: через короткий промежуток времени мастера отказываются подписывать письма, так как не хотят брать на себя ответственность за возможный брак и обвиняют в ошибках смежный персонал — тех, кто поставляет кожу, а также сборщиков и т.д.

Решение: руководители разобрались и изменили весь процесс изготовления мебели. Они внедрили систему корпоративной культуры, в которой сотрудник, передавая работу другому человеку, должен убедиться, что тот, в свою очередь, готов ее забрать. Важным правилом в культуре было: «Не делай, если есть брак, не принимай и не передавай». Это поведенческий индикатор ценности «ответственность». За счет этого простого поведенческого паттерна компания, в конечном счете, отказалась от отдела контроля качества в связи с его ненадобностью. Таким образом, это правило повлияло на важные бизнес-показатели: количество возвратов продукции, рекламации, репутация компании — а ведь это всё напрямую связано с прибылью и издержками.

Влияние культуры на остальные HR-процессы
Еще одним важным аспектом в вопросе влияния корпоративной культуры на расходную часть бизнеса является её влияние на всю функцию HR: найм, адаптация, обучение и оценка. Я не стану рассматривать в этой статье досконально влияние на каждую функцию, однако вполне ясно, что компании несут достаточно большие расходы на найм и обучение персонала. Примерный расход на найм одного нового сотрудника в столичном регионе обходится примерно в 45 000 рублей. Прибавьте сюда затраты времени на адаптацию и обучение — и у вас получится достаточно крупная сумма. А если представить, что вам нужно постоянно нанимать большое количество сотрудников в связи с текучкой персонала, то похоже, вы будете просто работать на найм. Вот здесь влияние корпоративной культуры сотрудников имеет огромное значение. Сильная корпоративная культура позволяет значительно снизить текучесть кадров, а значит — и расходы.

Внешние трансакционные издержки также могут пустить ваш бизнес под откос. Неправильно выстроенная стратегия корпоративной культуры, в которой, к примеру, недостаточно внимания к внешнему клиенту компании (таким как государственные органы, пресса, потребители), может в мгновение ока поставить бизнес под удар.

Есть то, что нам трудно посчитать в области влияния культуры на бизнес-показатели. Однако очевидно, что даже приведённые примеры говорят о том, что корпоративную культуру компании нужно и важно рассматривать в контексте её влияния на прибыль, издержки и устойчивость бизнеса.

Читайте также: