Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
Пять ошибок при развитии бизнес-мышления у сотрудников
Действительно ли сотрудникам современных компаний важно обладать бизнес-мышлением? Какие действия и мероприятия повышают сопротивление в развитии бизнес-мышления, а какие методы помогут обучить сотрудников и достичь целей? Рассказывает Ольга Казимирова в своей статье.
5 июня 2023 г.
Чтение этой статьи займет 10 минут
Консультант и бизнес-тренер TSQ Consulting
Вряд ли найдется компания, которая не хочет развить у своих сотрудников бизнес-мышление. Оно меняет подход к задачам, и поэтому повышается инициативность, ответственность сотрудников, а с руководителей уходит часть нагрузки. Развитие бизнес-мышления — это также профилактика выгорания на всех уровнях. Сотрудники начинают чувствовать свое влияние на скорость и качество решения задач и свою принадлежность большим целям компании. Руководители могут спокойнее делегировать часть своих задач сотрудникам.

Но на пути развития бизнес-мышления стоит много препятствий.


Во-первых, культурная особенность нашей страны. Идея «думать как бизнесмен» окрашена негативно. До сих пор многие считают, что это значит «идти по головам».

Во-вторых, при развитом бизнес-мышлении люди берут на себя больше ответственности. Это тоже не самый популярный шаблон поведения.

В-третьих, непонятно, как это бизнес-мышление развивать, если две предыдущие установки удалось побороть.

Мы собрали несколько ошибочных подходов к развитию бизнес-мышления у сотрудников.
1. Тренинг по бизнес-мышлению без создания ощущения необходимости в развитии у сотрудников
На тренинге даются знания и инструменты, которые помогут сотрудникам развить в себе бизнес-мышление. Сложность заключается в том, чтобы создать ощущение необходимости изменить свой подход к решению задач и «перепрошить» нейронные цепочки нужно ДО тренинга. Бизнес-мышление — это обучение, которое проходят участники с проработанным и изменившимся уровнем осознанности.

Вывод: проводить тренинг без предварительной подготовки сотрудников — деньги на ветер
2. Повышать сложность задач для демонстрации доверия
Руководители используют разные способы мотивации для повышения заинтересованности сотрудников. Например, повышают сложность задач, демонстрируя этим лояльность и доверие своему подчиненному.

Проблема в том, что если не знать, кого из сотрудников что мотивирует индивидуально, то даже лучшие инструменты будут выглядеть хаотичными и нерабочими.

Также при повышении сложности задачи важно понимать степень готовности сотрудника выполнить эту задачу (компетенции + желание), обеспечить человека ресурсами для ее выполнения, обозначить полномочия исполнителя и предоставить развернутую обратную связь по итогам выполнения.

Вывод: если злоупотреблять повышением сложности задач без индивидуального подхода, можно услышать в кулуарах фразу: «Свалили на меня теперь всю ответственность»
3. Давить аргументами и харизмой
Руководители много обучаются и иногда сами могут читать лекции по некоторым темам. Часто они рассказывают сотрудникам о важности бизнес-мышления в порядке монолога. Несмотря на сильные аргументы и неоспоримые факты, сотрудники не понимают, на какие именно показатели они влияют, как эти показатели влияют на весь бизнес целиком. Бизнес-мышление, ежедневные задачи и стратегические цели компании часто не связываются у сотрудников в единую логику. Поэтому они, например, не понимают, зачем проявлять инициативу, если и так много работы. Как следствие, сотрудники сопротивляются разговорам о «бизнес-мышлении» и термин получает негативную ассоциацию.

Вывод: лекции от руководителя без диалога с сотрудниками, в котором они видят свое влияние на результаты компании, чаще работают в минус, чем в плюс.
4. Развивать бизнес-мышление в хаосе

Часто на командных сессиях выясняется, что сотрудникам сложно развивать бизнес-мышление, потому что:

  • не знают стратегию компании
  • не ясны зоны ответственности друг друга
  • не налажены процессы
Безусловно, людей с уже развитым бизнес-мышлением данные трудности только раззадорят. Но те, кто им не обладает, будет сопротивляться больше обычного.

Вывод: сначала ознакомить со стратегией, выстроить все процессы, потом работать с бизнес-мышлением.
5. При развитии бизнес-мышления забыть про мышление
Мышление — это про установки, блоки, страхи и законы работы мозга. Если игнорировать проработки убеждений и выработку новых подходов (путем индивидуальной или командной работы), то сотрудники не поменяют свою модель поведения. Коллеги могут опасаться развивать в себе бизнес-мышление. Например, у них есть установка, что бизнес-мышление — это что-то для людей, которые «идут по головам». Таким образом, они будут неосознанно саботировать данную тему и не применять инструменты по его развитию.

Вывод: развитие мышления — это в первую очередь работа с установками, которые изменят поведение.


Тема бизнес-мышления довольна обширна и не решается только изучением инструментария на тренинге или вебинаре. Прежде всего, сотрудникам должна быть очевидна выгода от развития нового подхода. Ниже делимся некоторыми инструментами, с помощью которых можно поработать над развитием бизнес-мышления в команде.
Как развивать бизнес-мышление? 3 полезных инструмента
1
Связать личные цели сотрудника и цели компании
Это может быть организовано как в форме командной сессии, так и встречи тет-а-тет. Связывая личные и рабочие цели, сотрудники видят свою выгоду, влияние на их мечты вне работы, а также ощущают сопричастность с целями компании, видят свой вклад в достижение общего результата. Что ведет к повышению мотивации, а также добавляет ясности, зачем развивать в себе инициативность и бизнес мышление: для того, чтобы достичь своих же целей в первую очередь. Подробнее об этом инструменте вы можете прочитать здесь.
2
Провести фасилитацию «4 уровня ответственности»
Концепция проста и эффективна при системном использовании. На встрече управленческой команды, помимо обсуждения проблем и показателей, вы просите лидеров задать себе один вопрос: «Что лично я могу сделать для достижения общего результата». Тем самым инициируя поиск альтернативных решений вместо поиска причин неудач во внешних обстоятельствах. Таким образом, люди, избегая остаться в рядах оправдывающихся, начинают мыслить иначе, задавая себе правильные вопросы, развивая проактивную позицию для влияния на бизнес результат.
3
Провести глубинное интервью
С участниками проводится глубинное интервью, на котором выявляются противоречия и установки, которые ограничивают их развитие в карьере. Также на интервью выявляются зоны роста, работа над которыми позволит сотрудникам быть более результативными для бизнеса.

По итогу сотрудники получают обратную связь и план по устранению ограничивающих убеждений, страхов и развитию в себе бизнес-мышления.
Эти инструменты руководитель может применять как самостоятельно, так и доверить организацию командных или индивидуальных сессий экспертам. Вот так мы работаем с командами и руководителями: смотреть подход
Узнайте еще больше на вебинаре
Вебинар от Ольги Казимировой «Бизнес-мышление сотрудников: как развить и надо ли?»
  • Как пробудить инициативу в сотрудниках для амбициозного, а не формального достижения целей?
  • Бизнес-мышление как профилактика выгорания у сотрудников и руководителей
  • Инструменты развития бизнес-мышления у себя и сотрудников
Читайте также:
Самая свежая статья
Новые мысли, идеи и методики по системе управления персоналом, стратегическому развитию компании и повышению эффективности сотрудников.