Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
Корпоративная культура как центр прибыли бизнеса
Как корпоративная культура влияет на сокращение материальных затрат и увеличение рентабельности бизнеса? Как использовать корпоративную культуру в качестве инструмента для синхронизации стратегии компании с задачами сотрудников, а где здесь зона действия HR-функции?
26 сентября 2022 г.
Чтение этой статьи займет 15 минут
Консультант по развитию команд, разработке стратегии и корпоративной культуре TSQ Consulting
В этой статье поговорим:
  • О корпоративной культуре как о системе
  • О том, каким образом она может последовательно или напрямую влиять на прибыль
  • О корпоративной культуре как о стратегии
Эти вопросы достаточно дискуссионные, тем не менее в них есть аспекты, которые требуют внимания. Для начала давайте обратимся к одной из интерпретаций определения корпоративной культуры.
Корпоративная культура — это система ценностей и жизненных установок собственника бизнеса или круга лиц, принимающих на постоянной основе стратегические решения, уже проявленные в жизненной позиции или желаемые (проявленные через действия), преданные через процесс вовлечения и формализации в виде миссии и ценностных ориентиров в процесс производства через правила, которые формируют и влияют на качество и эффективность бизнес-процессов, трудовых отношений, направленных на реализацию целей компании в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Обычно считают, и я с этим согласен, что корпоративная культура не нужна «коротким» компаниям, которые созданы по принципу «подняли денег и разбежались». Корпоративная культура необходима тем, кто «играет в долгую»; у кого есть стратегия, ключевые цели и намерение развивать и масштабировать бизнес. Однако, не смотря на размер и цели компании каждая по умолчанию имеет определенные нормы и правила – то есть культуру, даже если она неосознанна и не формализована. Как правило, на старте компании корпоративная культура очень тесно связана с владельцем. Фактически он и продолжает являть собой ролевую модель культуры, пока он управляет бизнесом. Он ее не озвучивает, не формализует, но все понимают, что это за компания и то, где они работают.

Прежде чем перейти на вопросы связи корпоративной культуры и прибыли, давайте посмотрим на то, где мы сталкиваемся с наибольшим сопротивлением, а в некоторых случаях и с неприятием разговора о культуре.

Сегодня трудно найти владельца бизнеса, который бы не испытывал определенный скепсис относительно возможности успешно внедрить начинания в области трансформации корпоративной культуры. Российскому бизнесу не так много лет: сегодня многие бизнесы созданы людьми, жившими в совершенно в другой экономической ситуации. Они выросли на диких рыночных законах, решали вопросы и умели договариваться. Почти все эти кризисы 1998, 2008 и 2014 года, падения и взлеты, критические изменения правил игры смогли их закалить и сформировать определенного рода отношение к вопросам, о которых мы сегодня и говорим. Слово «культура» для них очень часто слишком мягкое, аморфное и абстрактное. Во многих компаниях до сих пор существуют жесткие иерархические структуры, никто от них отказываться не собирается. И вот здесь находится главный вопрос. А почему «корпоративная культура» воспринимается как полезный инструмент только для условно «бирюзовых компаний»? И почему при авторитарном управлении невозможно построить сильную корпоративную культуру. Быстрый ответ лежит на поверхности. В жесткой иерархической структуре ценность человека, как личности, не очень высока: «Я начальник – ты дурак». Вроде как, на этом разговор можно и закончить, однако ниже я расскажу вам о компании, которая смогла построить сильную культуру при достаточно жестком стиле управления. А таких компаний в мире и в России достаточно.
Кейс из опыта «Черный жемчуг»
Рассмотрим компанию «Калина»: она является примером имплементации достаточно жесткой, но, тем не менее, культуры, которая направлена на человека. «Калина» выпускает косметику под брендом «Черный жемчуг». Много лет назад ее владелец, Тимур Горяев, продал ее компании Unilever. В его книге «Шпаргалка для менеджера» он раскрывает особенности работы с корпоративной культурой. В его компании было всего три основных правила: «Не бухать, не воровать, не врать». Стоит заметить, что эти правила идут из ценностной ориентации самого владельца. В книге автор приводит пример, рассказывая историю про одного важного сотрудника, который один раз подделал больничный лист. Как только это вскрылось, Тимур Горяев увольняет этого сотрудника и пишет информационное письмо в поликлинику с просьбой разобраться с врачом, который пошел на незаконное оформление больничного, и подтверждает принятие необходимых мер.

Некоторые могут подумать: «Что же в этом такого?». Однако, давайте посмотрим на ситуацию в контексте их корпоративной культуры: в данном случае руководитель настолько охраняет свои ценности, что не оставляет никакой возможности подвергнуть эти принципы сомнению и пересмотру.


Как только вы заходите на территорию ценностей, ваша толерантность должна снижаться до нуля
В вопросах создания корпоративной культуры компании, очень важным является доверие к самой сути и к назначению бизнеса. Если бизнес нацелен на извлечение прибыли, то почему я должен плясать под дудку корпоративных (читай чужих) ценностей, тем более их разделять. Здесь мы опять сталкиваемся, как и в случае с основателями бизнеса, с нашим наследием. С еще не утратившим свой пыл чувством социальной справедливости. Часто сотрудники не могут разделить радость с собственником относительно того, сколько прибыли он получил. Мы до сих пор не приняли во внимание, что многие собственники уже давно трансформировали в своем сознании свое отношение к понятию «прибыль». Прибыль для них – это часто про возможность развития, сохранения бизнеса, создания новых высококлассных рабочих мест, осуществления общественно значимой задачи и вообще чего-то большего. И здесь я хочу привести вам одну цитату, которая, на мой взгляд, уже начала отражать взгляд на прибыль у многих собственников компаний.


Прибыльность есть необходимое условие существования, средство достижения более важных целей, но это не цель сама по себе для многих великих компаний. Прибыль – это все равно, что кислород, пища, вода и кровь для тела, они не смысл жизни, но без них жизнь невозможна.
— «Построенные навечно» Джим Коллинз, Джерри Поррас
Именно так. Что бы вы не хотели создать, прежде вам придется заработать. А если вы хотите получить преимущество, чтобы заработать, на рынках с унифицированными правилами игры, когда финансы открывают любые возможности, то вы должны создать такие условия в компании, которые позволили бы вам это преимущество не только создать, но и удержать. Здесь мы переходим к аспектам, которые наиболее важны для любого предпринимателя. Каким образом я могу нарастить или удержать на падающем тренде свою прибыль, используя инструменты корпоративной культуры?


Как корпультура влияет на прибыль бизнеса?
Каким же образом ценности компании и корпоративная культура могут влиять на прибыль и доход компании? Мы посмотрим на основные рычаги: их не так много, они до сих пор вызывают затруднения в оценке их влияния. Но фактически научно подтверждено, что наличие сильной и эффективной корпоративной культуры способно на 30 процентов увеличить вашу эффективность по сравнению с конкурентами, не занимающимися вопросами корпоративной культуры. Если вы имеете хорошую бизнес-модель и стратегию, что является очень желательным, то вы извлекаете прибыли минимум на 30 процентов больше. Но мы знаем случаи, когда создание творческой корпоративной среды; когда бизнес-процессы, опирающиеся на «культуру» компании, создавая результат, не просто увеличивают свою прибыль, но и переносят компании в «голубые океаны», где маржа на порядки выше, чем в «красных океанах».
Приведу лишь один пример, когда, работая с одной из ценностей «ответственность», компания по всем этим трем статьям издержек и затрат получила вполне весомый финансовый результат.
Кейс: один из лидеров производства мягкой мебели в России
Идея: в рамках масштабирования корпоративных ценностей компания решила сделать красивый жест – на финальной стадии упаковки продукции вкладывать письмо от мастера: «Уважаемый клиент, я, Иванов Иван Иванович, изготовил диван, желаю вам…». Личное обращение мастера, что может быть круче?

Проблема: через короткий промежуток времени мастера отказываются подписывать письма, так как не хотят брать на себя ответственность за возможный брак и обвиняют в ошибках смежный персонал, который поставляет кожу, а так же сборщиков и т.д.

Решение: руководители разобрались и изменили весь процесс изготовления мебели. Они внедрили культуру, в которой сотрудник, передавая работу другому человеку, должен убедиться, что тот, в свою очередь, готов ее забрать. Важным правилом в культуре было: «Не делай, если есть брак, не принимай и не передавай». Это поведенческий индикатор ценности «ответственность». За счет этого простого поведенческого паттерна компания, в конечном счете, отказалась от отдела контроля качества в связи с его ненадобностью. Таким образом, это правило повлияло на важные бизнес-показатели: кол-во возврата продукции, рекламации, репутация компании, а ведь это все о прибыли и издержках.


Влияние культуры на остальные HR-процессы
Еще одним важным аспектом в вопросе влияния корпоративной культуры на расходную часть бизнеса является ее влияние на всю функцию HR: найм, адаптация, обучение и оценка. Я не стану рассматривать в этой статье досконально влияние на каждую функцию, однако вполне ясно, что компании несут достаточно большие расходы на найм и обучение персонала. Примерный расход на найм одного нового сотрудника в столичном регионе обходится примерно в 45 000 рублей, прибавьте сюда затраты времени на адаптацию и обучение, у вас получится достаточно крупная сумма, а если представить, что вам надо постоянно нанимать большое количество сотрудников в связи с «текучкой персонала», то похоже вы будете просто работать на найм. Вот здесь влияние корпоративной культуры имеет огромное значение. Она позволяет значительно снизить текучесть кадров, чем значительно снизит расходы.

Внешние трансакционные издержки порой могут пустить ваш бизнес под откос: неправильно выстроенная культура, в которой, к примеру, недостаточно внимания к внешнему клиенту компании (такому как государственные органы, пресса, потребитель), может в мгновение ока поставить бизнес под удар.

Есть то, что нам трудно посчитать в области влияния культуры на бизнес-показатели. Однако очевидно, что даже приведенные примеры говорят о том, что культуру компании нужно и важно рассматривать в контексте ее влияния на прибыль и издержки компании.


Читайте также:
Самая свежая статья
Новые мысли, идеи и методики по системе управления персоналом, стратегическому развитию компании и повышению эффективности сотрудников.