Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
Когнитивные искажения и как они влияют на нас и наши решения в период коронавируса. Ковидиотизм.
Сергей Орлов-Горский
29 апреля 2020 г.
Чтение саммари займет 5 минут
специалист по оценке персонала и HR-аналитике TSQ Consulting, соавтор курсов по когнитивным искажениям и применению нейрофизиологии для решения задач бизнеса.
В этом эфире Сергей на живых примерах рассказал, что такое когнитивные искажения, как они мешают нам в жизни и в работе прямо здесь и сейчас. Полезно знать, какие капканы для нас расставил мозг, чтобы не попадаться!
Когнитивные искажения –
это эволюционно-обусловленные систематические отклонения в поведении.

Они не плохие и не хорошие, просто иногда они нам мешают, и тогда это становится проблемой.
Даниэль Канеман, выделяет две системы принятия решений:
  • 1
    Система 1. Быстрая с очевидными и простыми решениями.
  • 2
    Система 2. Медленная, которая позволяет обрабатывать сложные данные.
Механизмы когнитивных искажений особенно сильно проявились в текущей кризисной ситуации: мы отрицаем опасность кризиса или наоборот поддаёмся панике, подвержены влиянию СМИ и нарушаем режим самоизоляции.
Акцентируем ваше внимание на тех искажениях, которым мы особенно сильно подвержены в период удаленной работы (уверены, у вас хотя бы одна была точно).
Когнитивные искажения в удаленной работе:
  • 1
    Проклятие знания
    Выражается в убеждении «Ну как он этого не понимает?!». Когда нам что-то уже известно, нам тяжело предположить, что кто-то это может не знать и не понимать. И если бы в живой коммуникации мы сразу заметили бы реакцию человека (лицо, голос) и скорректировали бы запрос, то в письме мы этого не видим, не можем понять
  • 2
    Ярлыки
    Выражается в том, что мы присваиваем людям определенные качества и потом воспринимаем их через призму этого отношения. Когда вы впервые видите человека, вы быстро делаете о нем вывод, который в последствии трудно перебороть для качественной коммуникации.
    Во время переписки мы читаем текст сообщения с такими интонациями в своей голове, с которыми, как мы думаем, человек их нам говорит. Присваиваем сообщению определенный посыл. К сожалению, ярлык задает зачастую негативную конотацию текста.
    Пример: мы впервые увидели человека на парковке, когда он кричал на парковщика. Мы подумали, что он – хам, навесили на него определенный ярлык. И, когда мы получаем от него письмо с просьбой сделать что-то, мы читаем эту просьбу уже с хамской интонацией.
  • 3
    Ошибка планирования
    Большинство проектов сдаются с опозданием, а заранее – почти ни один. Мы склонны недооценивать времязатраты на определенную задачу. Нам кажется, что расписать задачи на день достаточно, но мы не закладываем поправки на то, что:
    1) в процессе работы мы устаем
    2) нас может отвлечь что-то/кто-то (зачастую новая внезапная задача или другие факторы внешнего мира).
    Решение: запланированное время на решение конкретной задачи умножайте на 2 или на 3. Тогда вы будете укладываться точь-в-точь. Просто поэкспериментируйте :)

    Вот наш методолог Оксана, которого мы считаем гением продуктивности и скорости решения задач, умножает планируемое время на задачу на 3, и всегда выполняет все вовремя (и, заметьте, это не значит, что она работает это медленно).
Алгоритм работы с когнитивными искажениями:
  1. Не пороть горячку, а остановиться и подумать. Не действовать импульсивно и не принимать импульсивных решений.
  2. Рассмотреть ситуацию с разных аспектов
  3. Не торопиться с выводами
  4. Предметно собирать информацию
Сейчас всех нас активно пушат разные источники информации, что также сильно влияет на трезвость и взвешенность всех принятых нами решений. Будьте осторожны!
Дополнительные материалы:
Книжная полка, сформированная специально для участников Антикризисного Штаба: «Не будь Ковидиотом»
  • @emergency_HR
    Сюда мы выкладываем записи Zoom, материалы и саммари в день записи.
  • @emergencyhrchat
    Здесь вы можете получить поддержку HR и наших специалистов в любое время, задать вопрос или посоветоваться с коллегами.