Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
Шесть кризисов команды
через призму Спиральной Динамики Клера Грейвза
Гала Абрамова
22 апреля 2020 г.
Чтение саммари займет 5 минут
руководитель отдела обучения, банк «Точка», специалист по внедрению гибких методологий TSQ Consulting.
Презентация Галы, где в самом конце – табличка для штурма по инструментам вывода ваших команд на следующий уровень, а также тест на выявление уровня спиральной динамики.
Спираль состоит из уровней, каждый из которых перетекает один в другой. Каждый уровень характеризуется какой-то ведущей ценностью и ведущим страхом. Переход c уровня на уровень проходит через кризис. Кризис решается переходом на следующий уровень.

Все уровни левой части спирали (теплые цвета) – про личность: выделение личности из сообщества, про присваивание побед и достижений.

Все уровни правой части спирали (холодные цвета) – про развитие через общность, отчуждение личности ради общественных нужд или целей.

Вся спираль существует в любом процессе постоянно и целиком, просто какие-то уровни не открыты совсем, какие-то проявлены максимально, какие-то не развиты.

Стоит анализировать спираль не c точки зрения того, на каком уровне вы или ваша команда, а системно: какие уровни у вас подсвечены, какие стоит прокачать, куда вложиться, какой основной, находитесь ли вы в кризисе перехода. Это позволит верно распределить приоритеты в работе.
Бежевый уровень. Кризис выживания.

Главная ценность: жить
Главный страх: умереть
Подарок уровня: стремление/умение выживать, энергия жизни.
Нездоровое проявление: «Голодные игры»
Характеристика: компания/команда ищет способ выжить. Любые средства.
Компании и команды на этом уровне:
Стремятся сохраниться.
Мотивирует: гарантия дохода, ощущение безопасности, забота о сотруднике.
Чтобы преодолеть кризис выживания: важно создать условия для близости и общности и перейти на фиолетовый уровень.
Фиолетовый уровень. Кризис внешних врагов, кризис секты.
Главная ценность: быть вместе
Главный страх: быть изгнанным
Подарок уровня: богатая корпоративная культура Нездоровое проявление: «Вокруг – враги»
Характеристика кризиса: команда «тухнет» изнутри, нет побед, есть только опасный внешний мир

Компании и команды на этом уровне:
Стремятся к общности, обретению традиций, выработке командных договорённостей.
Чтобы преодолеть фиолетовый кризис: можно создать условия для продуктивной борьбы красного уровня.
Красный уровень. Кризис агрессии, хаоса.

Главная ценность: победить
Главный страх: проиграть
Подарок уровня: первые победы, команда победителей
Нездоровое проявление: тоталитарное общество/ Акелла промахнулся
Характеристика кризиса: нерациональные победы, Верховенство самого наглого, а не самого достойного, тоталитаризм
Компании и команды на этом уровне:
Мотивированы конкуренциями и ощущением побед.
Важно говорить о достижениях, праздновать победы, публично награждать, организовывать конкурсы и марафоны.
Кризис красного уровня проявляется в конфликтах. Для снижения уровня агрессии необходимы правила синего уровня.
Синий уровень. Кризис бюрократии.
Главная ценность: правила, законы
Главный страх: нарушить закон
Подарок уровня: масштабирование
Нездоровое проявление: бюрократия
Характеристика кризиса: процессы важнее результата, падение скорости, ненужная иерархия

Компании и команды на этом уровне:
Стремятся выработать правила и соблюдать регламенты работы, чтобы масштабировать лучшие практики. Нужно обозначить цели и взаимные обязательства, сделать прозрачным путь достижения целей.
Кризис синего уровня – избыток бюрократии, тяжеловесность и главенство процесса над результатом.
Борьба с «синим» кризисом – вывод на приоритет эффективности.
Оранжевый уровень. Кризис эффективности.

Главная ценность: быть эффективным, использовать возможность
Главный страх: упустить возможность
Подарок уровня: реальная прибыль, предпринимательство
Нездоровое проявление: зацикленность на успехе
Характеристика кризиса: выгорание, успокоение, отсутствие поиска новых идей, «жесткий мир реального бизнеса», бизнес без человеческого лица/ отсутствие стимула расти и непонятно, куда расти.
Компании и команды на этом уровне:
Фокусируются на результате и стремятся повышать свою эффективность. Нужно обсуждать метрики и цели, организовать мониторинг.
Кризис оранжевого уровня проявляется чрезмерной зацикленностью на успехе.
На уровне человека – приводит к профессиональному выгоранию.
Зеленый уровень. Кризис толерантности.
Главная ценность: гармония
Главный страх: обидеть, нарушить гармонию
Подарок уровня: счастье сотрудников, душевное равновесие, удовольствие от работы
Нездоровое проявление: толерантность головного мозга
Характеристика кризиса: развитие стопорит движение вперед, люди не на своих ролях/местах. Ложные обещания.

Компании и команды на этом уровне:
Стремятся достичь гармонии, озабочены социальными и экологическими проблемами, хотят быть полезными миру. Можно организовать онлайн социальные проекты.
«Зелёные» кризисы приводят к торможению процессов: уравнивание людей приводит к тому, что должности занимают сотрудники, не вполне подходящие под них.
Для преодоления зелёного кризиса следует, понимать миссию и потенциал каждого сотрудника.
Желтый уровень

Компании и команды на этом уровне понимают свою миссию и ничего не боятся. Но чтобы не только понимать, но и действовать, «жёлтые» люди объединяются в «бирюзовые» сообщества, чтобы легко подстраиваться под любой уровень и гармонично сосуществовать вместе.
Мы не разбираем подробно желтый и бирюзовый уровни, потому что как говорит Клер Грейвз, дальше спираль снова повторяется, но уже с небольшими отклонениями. То есть желтый уровень – это «новый бежевый». Так как никто из людей и организаций до этого уровня не дошел еще, все это может восприниматься только как гипотеза.
  • @emergency_HR
    Сюда мы выкладываем записи Zoom, материалы и саммари в день записи.
  • @emergencyhrchat
    Здесь вы можете получить поддержку HR и наших специалистов в любое время, задать вопрос или посоветоваться с коллегами.