Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
На пути к созданию экосистем обучения: переход от ситуативного к процессному подходу
Как создать здоровую учебную среду, которая способна к репликации лучших практик и самовоспроизводству? Разбираем список задач, которые нужно реализовать при создании экосистемы обучения.


8 ноября 2022 г.
Чтение этой статьи займет 20 минут
Консультант по развитию команд, разработке стратегии и корпоративной культуре TSQ Consulting
Экосистемы — горячая тема в современном бизнесе. Мы наблюдаем, как на наших глазах разные компании делают попытки создать экосистемы вокруг своего основного бизнеса. Тем не менее, в мире нет еще ни одной экосистемы, которая бы вела себя по всем законам биологических экосистем. Поэтому проще относиться к этому понятию как к метафоре. Этой позиции я и стану придерживаться, чтобы убрать лишний ментальный шум, возникающий при нестыковке некоторых значений деталей экосистем.

В биологии этот термин используется для описания сложных, взаимосвязанных отношений между окружающей средой (живой и неживой) и всеми ее обитателями, от слонов до бактерий.

В отличии от живых экосистем, где животные, бактерии, пауки, солнце и облака не обладают знанием, как поддерживать экосистему, люди пытаются создавать экосистемы осмысленно. Если вы попытаетесь сделать кальку с живой экосистемы т.е. децентрализировать управление, то , во-первых, вы создадите хаос, а, во-вторых, кого-то точно съедят, и, возможно, это будете именно вы.

В контексте обучения и развития экосистема дает возможность рассказать об инфраструктуре обучения в вашей организации, о людях, о процессах, о системах коммуникации, о корпоративных ценностях и технологиях развития сотрудников, которые позволяют эффективно учиться в вашей компании.

«Хорошие» экосистемы работают так, как будто они лишены единого центра принятия решений. Всё происходит максимально естественным способом: создается здоровая учебная среда, которая сама может достигнуть баланса.

Однако поговорите с теми, кто имеет отношение к L&D. Они расскажут вам, что процесс создания и поддержания экосистем в гармоничном состоянии требует огромных организованных усилий, согласованных со всеми бизнес-процессами, стратегиями и культурой компании.

Что же тогда может создать ту самую здоровую учебную среду, которая способна к репликации лучших практик и самовоспроизводству?

После того, как вы разработаете стратегию, определите бизнес-цели, которые будет способна обслужить ваша система обучения, сосредоточьтесь на трех самых важных вещах.
1. Распределите роли в обучающей экосистеме
Как вы узнали, системы, построенные человеком, в отличие от систем животного мира, создаются через осознанные решения. Специалисты L&D, время вашего выхода. Это вопрос вашей лидерской позиции – именно вы должны встать на капитанский мостик. Ведь вы контролируете стратегию всей экосистемы, внедряете инструменты и процессы, вовлекаете членов команды из каждого подразделения, синхронизируете учебный контент и методологии с бизнес-целями и потребностями обучающихся, а также устанавливаете собственные индикаторы эффективности обучения.

Сотрудники учатся, получают ясную обратную связь и передают знания.

Основная обязанность сотрудников в обучающей экосистеме — учиться. Но сотрудники не могут просто относить контент к привычному «клиповому» восприятию, они должны преследовать измеримые цели обучения, соответствующие личным и деловым индикаторам эффективности, закрепляя их практикой. Их внимание должно быть обращено, прежде всего, на пробелы в содержании обучающего контента и на сообщение о них менеджерам и L&D. Такая коммуникация позволит L&D постоянно оценивать и вносить изменения в контент или в выбор внешних провайдеров.

Руководитель — учитель, тренер.

Когда дело доходит до обучения в экосистеме, рассматривайте руководителей как тренеров, которые заряжают команды, поддерживая их, давая обратную связь и вдохновляя. Руководители должны:
  • 1
    Помочь подчиненным сформулировать и установить цели обучения
  • 2
    Предложить способы и пути обучения
  • 3
    Объяснить, как создать баланс между повседневной деятельностью и обучением
  • 4
    Контролировать и поощрять прогресс
  • 5
    Быть готовыми устранить препятствия, если это необходимо
Руководители ТОП-уровня выполняют охранную функцию экосистемы.

Чтобы у любой культуры, включая культуру обучения, была опора, она должна быть поддержана на самом высоком уровне. Руководители должны заложить обучение и рост в основу корпоративной культуры и четко прописать в поведенческих индикаторах важность обучения. Лучшие практики подсказывают нам, что вовлеченность высшего руководства в процессы экосистемы обучения приносит хорошие плоды, значительно повышая вовлеченность сотрудников всех уровней. Здорово, когда первые лица участвуют в процессе наполнения контента, стимулируя остальных ТОП-ов поступать соответствующим образом.
2. Выбирайте или создавайте инструменты и платформы, которые максимально способствуют взаимному обучению сотрудников
Если вы намерены создавать здоровую экосистему обучения, вам необходимо обеспечить непрерывный и автономный процесс развития: «учусь везде, где есть возможность, учусь и учу вместе с коллегами». Только так можно добиться синергии в процессе вовлечения сотрудников. Иначе ваша система упрется в потолок и будет лишь новой версией старого подхода. Наша задача — создать такую систему, в которой сотрудники будут повышать свою квалификацию в режиме реального времени. Этого можно добиться, предоставляя своим сотрудникам инструменты для непосредственного создания, обмена и повторения учебного контента. Это, кстати, разгрузит ваш L&D-отдел, чтобы он мог сосредоточиться на вопросах более высокого уровня, чем создание контента.

Вспомните: в естественной экосистеме энергия течет в непрерывном цикле между солнцем, водой, животными и растениями. Точно так же (и в этом мы можем копировать естественные процессы) в обучающей экосистеме контент передается между сотрудниками на всех уровнях организации.

Даже без совместного обучения 55% сотрудников осваивают новые навыки и знания, прежде всего спрашивая у коллег, а не обращаясь к собственной базе знаний или к поисковикам.

Совместное обучение представляет больше возможностей для создания и запроса на новый и полезный контент через прямой диалог обучающегося с создателем контента. В том числе, совместный процесс развития перенаправляет поток обучения, снимает часть нагрузки разработчиков учебных пособий и материалов, расширяет «узкое горлышко» разработки — время. Совместное обучение помогает не терять последние силы на то, чтобы идти в ногу со временем, и помогает сотрудникам учиться друг у друга напрямую, поддерживать здоровую и устойчивую экосистему. Часто компании уделяют слишком много времени выбору платформы и инструментов. Важно помнить, что прежде чем заняться содержанием, следует позаботиться о контексте. Сначала «зачем», а потом «что» и «как». В этой связи сначала следует определить то, каким образом система обучения будет оказывать влияние на бизнес-цели компании, а затем подумать о платформе и инструментах.
3. Синхронизируйте свою экосистему обучения с бизнес-целями компании
У природных экосистем есть только один императив — это биологическое выживание. Экосистемы обучения не борятся за биологическое выживание, но им необходимо поддерживать рентабельность вложений, соответствовать бизнес-целям, чтобы оставаться жизнеспособными. Как писал Коллинз в «Построенных навечно», прибыль — это как кровь для организма живого существа. Говоря об экосистемах, можно перефразировать это так: соответствие бизнес-целям — это вода для экосистемы обучения.

Хорошая новость в том, что есть ряд ключевых показателей, которые можно использовать, чтобы нарисовать полномасштабную картину влияния времени и денег, потраченных на обучение. Эти показатели можно использовать на самых первых шагах, чтобы получить по-настоящему рабочую экосистему. Всегда нужно измерять те показатели, которые больше всего интересуют бизнес:
  • Оценки за тесты в конце курса позволят измерить повышение квалификации и уровень развития навыка
  • Замеры производительности труда, влияния на выполнение личных показателей эффективности показывает, приводит ли обучение к повышению производительности и эффективности
  • Микроопросы и обратная связь, которые проводятся во время обучения, позволят оценить удовлетворенность сотрудников процессом и возможность получать качественные знания
  • Итоговые показатели, выгоды обучения для бизнеса позволят доности ценность обучения до руководителей и создадут возможность для усиления его влияния, подпитывая процесс новыми вложениями
Показатели эффективности позволяют менеджерам по обучению говорить на одном языке, помогая оставаться гибкими и адаптироваться к изменениям.
Выводы
Прежде чем подвести итог, я хочу воспользоваться одной метафорой. Экосистему обучения можно сравнить с красотой и логикой швейцарского часового механизма. Механический завод часов автоматически получает обновление при помощи маятника, который подзаводит систему за счет того, что часы находятся на руке владельца в постоянном движении. Говоря об экосистемах обучения, мы должны помнить, что это длящийся процесс, а начальная энергия запуска подлежит естественному процессу энтропии. Чтобы запустить маятник автозавода, мы должны принять следующую аксиому: в центре экосистемы находится Человек! Чем точнее ваша образовательная среда отражает интересы сотрудника в его стремлении расти и становиться более квалифицированным, повысить стоимость на рынке труда, чем точнее синхронизированы бизнес-интересы компании и интересы этого человека, тем точнее будут идти ваши часы, стабильно показывая результат.

Подводя итог. Мы обозначили и разобрали три критически важных акцента при построении экосистем обучения:
  • 1
    В экосистеме обучения есть четкое распределение ролей и ответственности
  • 2
    Инструменты и платформы максимально соответствуют «духу и букве» взаимного обучения
  • 3
    Система обучения синхронизирована с бизнес-целями компании
Это не полный список задач, которые нужно реализовать при создании экосистемы обучения. Для детализации вы всегда можете обратиться к нам.
Самая свежая статья
Новые мысли, идеи и методики по системе управления персоналом, стратегическому развитию компании и повышению эффективности сотрудников.