Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
LMS и SCORM-курсы против вебинаров
Автор и компания TSQ Consulting знают о существовании искусственного интеллекта, дополненной реальности, чате GPT и виртуальных мирах. Эта статья для тех, кто также в курсе этих прекрасных инструментов, но решает свои задачи более классическими методами. И опыт наш подсказывает, что в отечественном корпоративном образовании таких большинство.


26 июня 2023 г.
Чтение этой статьи займет 15 минут
HR-консультант TSQ Consulting
Сейчас онлайн-форматы в обучении стали привычными настолько, что кажется, так было всегда. С приходом доступного широкополосного интернета онлайн-обучение постепенно стало завоевывать рынок, хотя сама идея организации асинхронного обучения не нова.

Идея онлайн-обучения напрямую связана с появлением ПК и интернета, которые совершили революцию в дистанционном образовании: оно стало более интерактивным, доступным, персонализированным и динамичным. Да, в доинтернетную эпоху тоже существовало дистанционное образование: учились по переписке, с помощью радио и телевидения, с использованием видеозаписей.
  • Университет Феникса (The University of Phoenix)
    В 1989 году Университет Феникса (The University of Phoenix) открыл первые в истории университетские онлайн-программы бакалавриата и магистратуры. И вскоре, в начале 1990-х годов, был открыт первый в мире университет, обучающий только через интернет — Jones International University (JIU), который специализировался на бизнес-образовании и педагогике.

    Так что формату онлайн обучения уже более 30 лет. Так сказать, самый разгар зрелости. Компании, в начале в Европе и Северной Америке, а дальше по всему миру также оценили преимущества такого обучения для сотрудников.
    1989
  • Россия
    В России же пик онлайн образования, судя по аналитике Яндекса, пришелся на 2017−2018 гг.:
    2017
1989
Университет Феникса
(The University of Phoenix)
В 1989 году Университет Феникса (The University of Phoenix) открыл первые в истории университетские онлайн-программы бакалавриата и магистратуры. И вскоре, в начале 1990-х годов, был открыт первый в мире университет, обучающий только через интернет — Jones International University (JIU), который специализировался на бизнес-образовании и педагогике.

Так что формату онлайн обучения уже более 30 лет. Так сказать, самый разгар зрелости. Компании, в начале в Европе и Северной Америке, а дальше по всему миру также оценили преимущества такого обучения для сотрудников.
2017
Россия
В России же пик онлайн образования, судя по аналитике Яндекса, пришелся на 2017−2018 гг.:
Вебинары смогли потеснить очные тренинги из-за целого ряда преимуществ:
Простота организации

Экономия
Пример: на логистике, помещении, кейтеринге и других расходах.

Эксперты
Возможность приглашать разных экспертов и составлять сложные, насыщенные программы мероприятий с миксом спикеров.

Выше охваты
Стало возможно собирать и объединять участников из разных мест.

Возможность активно использовать различные новые технологии в обучении:
Видео- и аудиотренажеры, дополненную реальность, наглядную визуализацию в режиме реального времени и пр.
Несмотря на эти достоинства формата, существенного прорыва в корпоративном обучении мы не наблюдали. Большинство наших клиентов в доковидную эпоху предпочитали очные мероприятия онлайну, считая их более эффективными.

При этом такое отношение также находило отражение и в их восприятии стоимости обучения: многие заказчики ожидали, что стоимость часа работы тренера при онлайн-обучении должна быть существенно ниже стоимости часа в офлайне. Хотя практика показывает, что подготовка тренера для проведения качественного вовлекающего вебинара должна быть выше, чем при очном проведении. Дистанционно удерживать внимание аудитории и поддерживать вовлеченность значительно сложнее.

В то же время многие компании, несмотря на предвзятое отношение к вебинарам, активно использовали LMS или, если угодно, СДО.
LMS (Learning Management System, с англ. система управления обучением)
— это хранилище учебных материалов, видеоуроков, лекций, презентаций, книг и курсов, доступ к которым можно получить с любого устройства в любой точке мира. В России LMS также называют системами дистанционного обучения (СДО).
  • Появление LMS
    LMS появились в начале 2000-х, и в первую очередь их стали внедрять крупные международные компании с большим опытом целенаправленного развития сотрудников и выстроенными HR-процессами. В России системы внедрялись точечно. Это было дорого или непривычно. Однако сегодня наличие СДО — это уже правило хорошего тона для среднего и крупного бизнеса.
    2000
  • Развитие
    Ковид существенно повлиял на форматы корпоративного обучения. Все очные мероприятия в 2020 году были минимум на полгода (а у некоторых компаний и бессрочно) или перенесены, или отменены. Тогда и наступил золотой век вебинаров и онлайн-тренингов.

    Однако уже к концу 2020 года многие T&D в компаниях увидели, что вебинар, особенно его вариант, когда тренер выступает в роли «говорящей головы», не самое рациональное решение для вложения средств.
    2020
2000
Появление LMS
LMS появились в начале 2000-х, и в первую очередь их стали внедрять крупные международные компании с большим опытом целенаправленного развития сотрудников и выстроенными HR-процессами.

В России системы внедрялись точечно. Это было дорого или непривычно. Однако сегодня наличие СДО — это уже правило хорошего тона для среднего и крупного бизнеса.
2020
Развитие
Ковид существенно повлиял на форматы корпоративного обучения. Все очные мероприятия в 2020 году были минимум на полгода (а у некоторых компаний и бессрочно) или перенесены, или отменены. Тогда и наступил золотой век вебинаров и онлайн-тренингов.

Однако уже к концу 2020 года многие T&D в компаниях увидели, что вебинар, особенно его вариант, когда тренер выступает в роли «говорящей головы», не самое рациональное решение для вложения средств.
Наибольший разрыв между затратами и результатом стал заметен в темах базового обучения (onboarding/адаптация, тайм-менеджмент, продажи, базовые управленческие навыки и т. п.):
Внутренние тренеры сталкивались с выгоранием из-за того, что приходилось из раза в раз проводить одни и те же вебинары без активной обратной связи от участников, в отличие от очной работы.

Сторонним тренерам приходилось оплачивать проведение одних и тех же вебинаров, что стало сопоставимо с офлайн-работой по затратам, но было не сравнимо по эффекту. Сказалась общая небольшая подготовленность тренеров к такому формату и ограниченность опыта проведения онлайн-мероприятий.

Внимание участников и их способность концентрироваться были существенно снижены из-за обилия онлайн-мероприятий, которые на время ковидных ограничений заменили собой многие очные события. Рабочие встречи и планерки, встречи с клиентами и конференции — все происходило в онлайне, и вебинар стал еще одним утомительным форматом в этом бесконечном потоке онлайн-активностей.

Наконец, на поверку вебинар оказался не таким уж технически простым и бесшовным форматом. Компании со сложной ИТ-инфраструктурой тратили немало человеко-часов и денег на интеграцию вебинарных платформ и сторонних сервисов, позволявших проводить вебинары для большого количества сотрудников, не вырывая их из корпоративной экосистемы. А те, кто пользовался коробочными решениями — пусть тренер прочитает нам лекцию в Zoom, а потом все желающие зададут вопросы, — неизбежно сталкивались с низкой вовлеченностью и сложностями с проверкой и закреплением полученных знаний.
Наибольший разрыв между затратами и результатом стал заметен в темах базового обучения (onboarding/адаптация, тайм-менеджмент, продажи, базовые управленческие навыки и т. п.):
Внутренние тренеры сталкивались с выгоранием из-за того, что приходилось из раза в раз проводить одни и те же вебинары без активной обратной связи от участников, в отличие от очной работы.

Сторонним тренерам приходилось оплачивать проведение одних и тех же вебинаров, что стало сопоставимо с офлайн-работой по затратам, но было не сравнимо по эффекту. Сказалась общая небольшая подготовленность тренеров к такому формату и ограниченность опыта проведения онлайн-мероприятий.

Внимание участников и их способность концентрироваться были существенно снижены из-за обилия онлайн-мероприятий, которые на время ковидных ограничений заменили собой многие очные события. Рабочие встречи и планерки, встречи с клиентами и конференции — все происходило в онлайне, и вебинар стал еще одним утомительным форматом в этом бесконечном потоке онлайн-активностей.

Наконец, на поверку вебинар оказался не таким уж технически простым и бесшовным форматом. Компании со сложной ИТ-инфраструктурой тратили немало человеко-часов и денег на интеграцию вебинарных платформ и сторонних сервисов, позволявших проводить вебинары для большого количества сотрудников, не вырывая их из корпоративной экосистемы. А те, кто пользовался коробочными решениями — пусть тренер прочитает нам лекцию в Zoom, а потом все желающие зададут вопросы, — неизбежно сталкивались с низкой вовлеченностью и сложностями с проверкой и закреплением полученных знаний.
Поэтому уже ко второй волне ковидных ограничений большинство компаний обзавелись системами дистанционного обучения и начали их «разворачивать» под различные задачи: от welcome-тренингов для новичков до развития конкретных soft- и hard-skills для внедрения обновленных моделей компетенций.

Основным развивающим продуктом для таких систем стали обучающие курсы разного формата: слайдовые курсы, анимационные или видеокурсы, которые чаще всего приобретаются и интегрируются в СДО в SCORM формате.
SCORM курс
— это созданная по особому стандарту серия обучающих занятий, которую поддерживают большинство LMS. Стандарт SCORM содержит принятый во всем мире свод правил с описанием структуры электронных уроков и техническими характеристиками.
  • Первый скачок интереса на видеокурсы, в том числе в SCORM формате, мы увидели в конце 2020 года.

    2021 год продолжил эту тенденцию с одним важным изменением.
    Компании, наполнившие свои СДО имеющимися на рынке готовыми SCORM-курсами, заметили, что такие коробочные продукты не отражают специфики конкретного бизнеса и поэтому не могут дать необходимой глубины, а также зачастую не соответствуют корпоративной культуре заказчика. Такой контент, как манная каша, наесться можно, но пользы немного.
    2021
  • Сегодня
    В 2023 году, спрос на курсы в целом выровнялся. Это не что-то новое, скорее, норма для компаний, которые смогли перейти к использованию этих инструментов.

    При этом к нам периодически обращаются заказчики с запросами на корректировку тех самых готовых коробочных курсов, ранее массово закупленных на рынке.
    2023
2021
Первый скачок интереса на видеокурсы, в том числе в SCORM формате, мы увидели в конце 2020 года.

2021 год продолжил эту тенденцию с одним важным изменением.
Компании, наполнившие свои СДО имеющимися на рынке готовыми SCORM-курсами, заметили, что такие коробочные продукты не отражают специфики конкретного бизнеса и поэтому не могут дать необходимой глубины, а также зачастую не соответствуют корпоративной культуре заказчика. Такой контент, как манная каша, наесться можно, но пользы немного.
2023
Сегодня
В 2023 году, спрос на курсы в целом выровнялся. Это не что-то новое, скорее, норма для компаний, которые смогли перейти к использованию этих инструментов.

При этом к нам периодически обращаются заказчики с запросами на корректировку тех самых готовых коробочных курсов, ранее массово закупленных на рынке.
Кейс. Крупный российский ритейлер, приобрел большое количество SCORM-курсов у разных производителей
Существующая в корпоративном университете база насчитывает несколько сотен единиц и покрывает все темы, которые относятся к soft-skills.
Существующая в корпоративном университете база насчитывает несколько сотен единиц и покрывает все темы, которые относятся к soft-skills.
Кейс. Крупный российский ритейлер, приобрел большое количество SCORM-курсов у разных производителей
Однако, когда отдел обучения решил использовать эти курсы для формирования программ развития сотрудников, они столкнулись с несколькими проблемами:



  • Оформление курсов не соответствовало корпоративному стилю компании.
  • Подача материала и Tone of Voice (стиль общения, принятый в компании) в них были разными, а иногда и критически не подходящими под принятые в компании стандарты.
  • Некоторые маскоты (узнаваемый персонаж, от лица которого ведется повествование в обучении) в курсах не соответствовали сфере деятельности и принятым подходам компании.

Дополнительной сложностью явилось то, что часть курсов была закуплена как готовый финальный продукт без исходников и, соответственно, разобрать и редизайнить такие курсы оказалось невозможно. Мы перевели часть дизайна в стиль клиента. Там, где это получилось, но часть курсов пришлось делать заново, что для клиента принесло дополнительные временные и финансовые затраты.
Чтобы в будущем не столкнуться с подобными проблемами, предлагаем следовать нескольким простым советам при покупке готовых курсов:
  • 1
    Внимательно изучите методическое наполнение курса и проверочные задания. В идеале — получите демодоступ к нему. Если провайдер в вас заинтересован и ему нечего скрывать, он вам не откажет.
  • 2
    Изучите Tone of Voice курса: обратите внимание на обращение ты/вы, стиль изложения, манеру подачи директивная/располагающая, если это видеокурс, обратите внимание на стиль спикера, соответствует ли он вашему стилю: кому-то нужен более строгий и деловой, а кому-то более непринужденный и легкий. Курс должен попадать точно в вашу аудиторию, иначе на успех можно не надеяться.
  • 3
    Уточняйте возможно ли оформить курс в вашем стиле. Если да, просите это сделать сразу исполнителя. Но в идеале просите передать исходники для редизайна или договаривайтесь о такой возможности в границах какого-то периода. Это дополнительные затраты, но для вас это шанс не оказаться как наш клиент из кейса в ситуации, когда материалов много, а пользоваться ими невозможно. Помните: скупой платит дважды.
Мы всегда сами предлагаем нашим клиентам демодоступ к интересующим SCORM-курсам, потому что, на наш взгляд, нет никакого другого способа качественно оценить контент.
Ведь приобретение курса — это инвестиция, а к ним нужно подходить с умом и четким пониманием, что твое вложение будет приносить дивиденды.
Но давайте вернемся к форматам развития сотрудников.
Форсированная эволюция онлайн-обучения дала новую модель обучения — синтетическую пару — видеокурс + воркшоп
Для корпоративного обучения это крайне оправданный подход, когда мы, с одной стороны, экономим на массовом теоретическом продукте, а с другой — обеспечиваем отработку знаний на практике и внимание ко всем учащимся.
Для корпоративного обучения это крайне оправданный подход, когда мы, с одной стороны, экономим на массовом теоретическом продукте, а с другой — обеспечиваем отработку знаний на практике и внимание ко всем учащимся.
Форсированная эволюция онлайн-обучения дала новую модель обучения — синтетическую пару — видеокурс + воркшоп
Видеокурс используется как основа, содержащая базовые знания. Это реальная альтернатива вебинару. Выгода налицо: при разовом вложении на создание материал остается в компании навсегда. Размещенный в СДО курс можно использовать бесконечное количество раз без привлечения внешних провайдеров и даже без прямого участия внутренних тренеров. При этом главное — не поскупиться и собрать видеокурс под себя, чтобы он полностью отражал то видение материала, которое нужно именно вам, а не авторам, написавшим курс «под всех».

Критически важным здесь является методическое искусство провайдера — умение грамотно снять запрос, понять специфику бизнеса и «упаковать» информацию в форму, которая будет органично воспринята обучающимися. Это позволит, вложившись раз, получать пользу многократно. Кастомизированные под запрос курсы создают единую базу знаний для сотрудников. Компания при таком подходе не зависит от провайдеров и качества работы тренеров, экономит на постоянном повторе вебинаров и обладает необходимой гибкостью для предоставления возможности участникам обучаться в удобном ритме.

Большинство СДО позволяют отслеживать прогресс участников в изучении того или иного курса, оценивать, насколько хорошо усвоен материал, и собирать иные данные, полезные для планирования и управления обучением сотрудников, особенно когда сотрудников много. Сейчас, когда data-driven подход стал фактической нормой в любом аспекте предприятия, это особенно важно.

Иными словами, когда мы видим в аналитике, что 86% сотрудников бросают онбординговый курс на шестом уроке, это сигнал о том, что тема может быть слишком сложной для восприятия (не только в контексте курса, но и в контексте реального предмета обучения) и новым сотрудникам требуется дополнительное обучение предмету или закрепление материала, чтобы потом избежать проблем на практике.

Воркшоп или серия воркшопов используется для закрепления знаний, полученных в ходе курса, и направлен на отработку конкретных навыков на практике. Формат таких онлайн-встреч может быть различным: от командных встреч по разбору кейсовых заданий и обратной связи до полноценных симуляций рабочих ситуаций, благо онлайн-формат позволяет делать их максимально разнообразными.

Дополнительным плюсом является то, что во время проведения воркшопа сотрудники выступаю не просто слушателями, а активными участниками, общаются друг с другом, решают совместно задачи. Для распределенных команд или компаний с большим фондом филиалов это дополнительный ресурс для выстраивания личных связей между сотрудниками, способ познакомиться и обменяться опытом.
И на наш взгляд СДО с качественными курсами постепенно «убьют» вебинары.

Причем курсами именно кастомными. Уже сейчас к нам все чаще приходят компании с просьбами разработать курсы именно под них. Большим спросом пользуются обучающие курсы по Устойчивому развитию. В теории курс на эту тему, конечно, можно купить и готовым, но эффект от него будет минимальным.

Очень уж это личная тема для компаний, если так можно сказать. Ведь для тех, кто задумывается о таком обучении, это вопрос стратегический, вопрос, глубоко связанный с корпоративной культурой и спецификой компании, ее особенностями, ее опытом, ее возможностями и чем-то готовым такую задачу не решить. Тут как с поздравлениями — можно найти красивое в интернете, но, чтобы в нем была душа нужно писать самому, вкладывая в слова ту самую душу.
Если говорить про проведение воркшопов, для отработки теории, то по ним мы фиксируем стабильный спрос в последние два года. И схема курса «кастомный курс + методические материалы + воркшопы для отработки на практике» видится пока наиболее практичным вариантом массового обучения сотрудников.

У нас есть программы развития, которые реализуются в таком формате на регулярной основе и отлично себя зарекомендовали. Доказательством тому служит повторяемость такого обучения: четыре, пять, по некоторым даже семь проведенных потоков, NPS участников не ниже восьми/семи из десяти и наблюдаемый в горизонте двух лет карьерный рост сотрудников.
Кейс. Крупная российская IT-компания, интернет-сервис для размещения объявлений
В конце 2021 года, один из департаментов компании обратился к нам с запросом на обучение базовым управленческим навыкам начинающих руководителей.
В конце 2021 года, один из департаментов компании обратился к нам с запросом на обучение базовым управленческим навыкам начинающих руководителей.
Кейс. Крупная российская IT-компания, интернет-сервис для размещения объявлений

Задача была в том, чтобы отработать на практике основные управленческие инструменты и дать участникам персональную обратную связь по их применению, при этом сделать проект достаточно компактным как с точки зрения времени, так и бюджета. Так как участвовать должны были сотрудники из разных городов, обучение решили проводить в онлайн-формате.

Для выравнивания общего уровня теоретических знаний использовался имеющийся в компании слайдовый курс по управленческим знаниям, который был самостоятельно собран T&D подразделением заказчика на основе материалов нашего предыдущего большого очного курса, который мы реализовывали ранее. Все участники до старта онлайн-обучения должны были обязательно его пройти.

Мы изучили наполнение и логику курса и предложили серию из четырех двухчасовых воркшопов по основным направлениям. Программа получила хороший отклик от первого потока. Однако ко второму мы решили сделать воркшопы короче и сконцентрировать каждый на отдельной теме. Новая программа была собрана в семь полуторачасовых воркшопов по следующим темам:

  1. Новая парадигма: основные сложности молодого руководителя.
  2. Ситуационное лидерство.
  3. Планирование и целеполагание.
  4. Организация и делегирование.
  5. Мотивация.
  6. Обучение и развитие.
  7. Контроль.

Такой формат позволил концентрироваться на каждой теме отдельно и давать информацию более точечно. В таком виде эта программа поводится и по сей день. За четыре потока ее прошли шестьдесят два молодых руководителя департамента, а несколько участников из первого уже поднялись на две позиции относительно той, с которой заходили в проект.

И, само собой, это не единственный подобный комбинированный проект в нашем багаже.
Если с воркшопом все более-менее понятно, любой хороший тренер знает, как его собрать.
Остается вопрос: как же создать хороший курс?
Мы видим это так:
Если с воркшопом все более-менее понятно, любой хороший тренер знает, как его собрать.
Остается вопрос: как же создать хороший курс?
Мы видим это так:
  • 1
    Выберите наиболее популярную тему, обучение по которой необходимо большему количеству сотрудников и которая повторяется достаточно часто.
  • 2
    Соберите внутри компании наиболее частые кейсы-проблемы или спорные вопросы по данной теме.
  • 3
    Определите, что точно должно быть в курсе, а какие подходы точно под запретом. Идеально, если вы сможете прописать в ТЗ на курс перечень фреймворков и методик, которые должны быть разобраны в курсе. Если нет, попросите провайдера дать вам такой список и выберите наиболее подходящие для вас.
  • 4
    Решите, как вы хотите, чтобы выглядели задания к курсу. Для самостоятельной работы, с обратной связью от внутренних или внешних специалистов, тестирование или вовсе без заданий и т. д.
  • 5
    Выберите то, что необходимо включить в видео или на слайды, а что в дополнительные материалы (например, лонгриды к урокам и чек-листы). Какие темы лучше вынести в воркшопы (очные или онлайн). Такую структуру хорошо запросить у исполнителя и согласовать до старта непосредственного производства курса.
  • 6
    Выберите подрядчика, который может обеспечить проработку методики и создание курса. Попросите показать то, что у них уже есть. Оцените методический материал, качество видео, графику, оформление материалов. Узнайте о возможностях дизайнерских решений. Соблюдение требований брендбука вашей компании, упаковки курса в SCORM. Важно, чтобы вам подходили не только цена и картинка. Продукт должен отвечать вашей корпоративной культуре и философии. Вы заказываете кастомный продукт. Здесь нужно быть уверенным в том, что результат вы сможете использовать долго, и он понравится и будет понятен вашим сотрудникам. Помните, что такой курс — это долгосрочная инвестиция.
  • 7
    Будьте открыты и максимально детально опишите свои пожелания подрядчику. Как любой творческий заказ, создание кастомного курса — это вопрос переговоров, договоренностей и максимально детальных технических заданий.
  • 8
    Согласуйте программу курса с провайдером.
  • 9
    Примите отснятый и смонтированный курс и методические материалы.
  • 10
    Разместите курс в LMS/СДО.
  • 11
    Проведите тестовую группу и снимите с них подробную обратную связь, проверив на выходе уровень знаний.
  • 12
    При необходимости проведите воркшоп для отработки знаний и оцените уровень знаний после него.
Сегодня мы с вами не просто наблюдаем, а являемся активными участниками изменений.

Как известно, в переломные моменты эволюция идет быстрее, и система корпоративного обучения не исключение. После более чем 20 лет ожидания, буквально за три года она совершила гигантский скачок в своем развитии. Сейчас очевидно, что важно вкладываться в создание хороших авторских практико-ориентированных курсов. Такой курс, в отличие от готового, — это стратегическая инвестиция в будущее, которая будет окупаться намного дольше, но и в итоге принесет намного больше дивидендов. А грамотно дополненный одним или серией воркшопов, он имеет все шансы стать бестселлером вашего корпоративного обучения.
Читайте также:
Самая свежая статья
Новые мысли, идеи и методики по системе управления персоналом, стратегическому развитию компании и повышению эффективности сотрудников.