Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
ESG-анамнез
Как проводить интервью с ключевыми лицами при подготовке ESG-отчетности?
В данной статье рассказываем про проведение интервью с руководителями компании в рамках подготовки нефинансового отчета: почему важно беседовать с людьми, какие вопросы задавать, на что обращать внимание, как использовать результат. А также делимся универсальным набором вопросов, которые помогут сформировать полную картину.
1 февраля 2023 г.
Чтение этой статьи займет 20 минут
Методолог, руководитель практики «Устойчивое развитие» TSQ Consulting, профессиональный эколог с 10-ти летним стажем в транснациональном холдинге.
ESG-отчеты (Environmental, Social, and Governance) содержат большое количество данных о том, какие компания ставит перед собой цели, как реализует устойчивые подходы в своей системе управления и каких результатов в итоге достигает.

Но сами по себе «сырые» данные, даже собранные по стандартам, не смогут по-настоящему презентовать компанию и «зацепить» читателя. Просто потому, что цифры затрагивают логическую область восприятия. А для полноты картины важно воздействовать на эмоциональную сторону и образное мышление.
Для интегральной работы и рекомендуется проводить глубинные интервью — разговаривать с людьми. Интервьюер может задавать респондентам вопросы о практике компании и ее политике в отношении экологии, общественных отношений и управления, чтобы понять, что действительно движет каждым из лидеров.

Интервью не является обязательным этапом работы по подготовке отчета. Без него вполне можно обойтись, как и без бенчмарк-анализа. Если есть набор данных, то грамотный консультант (внутренний или внешний) «упакует» их в диаграммы и тексты, а дизайнер сделает «красиво». Результат будет отвечать формальным целям — просто чтобы отчет был.

Но отчет может быть инструментом, который решает целый ряд задач — от коммуникации до совершенствования управленческих процессов. Но чтобы он работал «на все 100%», готовить его нужно «на 200%».
Качественное проведение глубинных интервью — один из способов сделать отчетность не ремеслом, а искусством. В этой статье даем несколько рекомендаций о том, как с максимальной пользой использовать метод интервью для сбора информации для отчета.
Очень важно, чтобы беседу проводил Product Owner отчета, то есть человек, который держит в голове концепцию и отвечает за результат. Если это старший консультант, то, конечно, его время стоит дорого. Но для качества его непосредственное участие критически важно.

Однажды мы работали на субподряде по подготовке отчетности у одной организации. Готовили коммерческое предложение и посчитали стоимость интервью исходя из часа работы эксперта. На что получили возражение: «А что так дорого? Давайте просто студентов попросим сделать. Они позвонят, вопросы позадают, ответы запишут. В четыре раза дешевле будет».

Мы, конечно, объяснили в чем разница на примере жанра интервью, который в последние годы расцвёл на YouTube. Интервью стали брать и раздавать все кому не лень. Ведь нужно всего-навсего задавать или отвечать на вопросы. Кажется, что любой справится. Но в итоге знаковыми интервьюерами и беседами-событиями становятся немногие.
Что спрашивать?
  • Лешек Кумор
    польский киновед
    Забросать вопросами проще простого, куда труднее попасть в цель
Кажется, будто это самое сложное: а о чём говорить, чтобы собрать необходимую информацию? Но на самом деле — самое простое.

Достаточно лишь посмотреть, что стандарты рекомендуют раскрывать в обращении ключевого лица.
Но не следует ограничиваться этим. Ещё важно спросить об основных подходах к деятельности по значимым аспектам. Это важно для построения канвы отчета и понимания фокусных точек и ключевых сообщений отчета.

То есть пул вопросов должен прорабатываться исходя из целей — понять отношение, прочувствовать культуру, построить логику и, конечно, набрать фактуру.
Скачайте список вопросов
Мы любим в наших статьях давать читателю полезное — в этот раз делимся типовым перечнем вопросов для проведения интервью. Каждый раз его стоит пересматривать и корректировать в зависимости от специфики компании и интервьюируемого.
    Перед интервью важно отправить вопросы респондентам. Но перед этим стоит их обсудить с представителем заказчика, который курирует проект. Какие-то вопросы могут быть слишком острыми для компании, какие-то, наоборот, не вполне конкретными. Куратор знает руководителей и подскажет, с чем могут возникнуть сложности.
    Кого спрашивать?
    • Фабий Максим
      древнеримский военачальник
      Тот, кто меняет свое мнение на мнение большинства, непригоден для руководящих должностей
    Чтобы представление о компании не было поверхностным, а ответы однобокими и социально-желательными, важно побеседовать с несколькими людьми. Лучше, чтобы это были представители ключевых функций.

    Обычно мы просим об интервью:
    1
    Собственника
    2
    Генерального директора
    3
    Технического директора/ Главного инженера
    4
    Заместителя директора по экономике и финансам
    5
    HRD или Руководителя по управлению персоналом
    6
    Руководителя HSE-службы
    7
    Руководителя отдела маркетинга
    8
    Специалиста по устойчивому развитию
    Лучше примерно в таком порядке. Начинать с собственника (если он готов общаться). На разговор стоит заложить минимум час. Если беседа очная, то она может продлиться дольше.

    Если компания большая, то важно поговорить с руководителями отдельных подразделений и филиалов. На беседу с ними можно заложить 30−40 минут. Эти интервью необходимы для того, чтобы понять как по факту «на земле» осуществляется управление.
    Как спрашивать?
    • Платон
      афинский философ
      Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно
    В интернете несколько лет назад с волной популярности интервью появилось очень много руководств по тому, как готовиться и управлять беседой. Мы не будем их пересказывать.

    Отметим лишь важные моменты, которые касаются проведения глубинных интервью в рамках работы над ESG-отчетом:
    Как оформить результат интервью?
    • Генри Форд
      промышленник
      Всё можно сделать лучше, чем делалось до сих пор
    Можно подходить к интервью чисто механистически — провели, нужную информацию из людей достали, переложили в обращение генерального директора. Повторяю, что при таком подходе можно поговорить только с ним. Ну, а если уж вообще оптимизировать — то и вовсе ни с кем не разговаривать, а просто составить текст из стандартных фраз. Будет, правда, напоминать новогоднее обращение. Вроде «это был тяжелый год, но мы не сдаемся…». В сокращении усилий можно пойти дальше и делегировать этот вопрос искусственному интеллекту (например, ChatGPT) Он справляется не хуже. Потом останется только немного «шлифануть».

    Итак, собственно для чего интервью затевалось — это два финальных продукта: заявление руководителя и ключевые сообщения отчета.
    • 1
      Черновик заявления руководителя составляется после интервью, но в процессе подготовки отчета может дополняться и корректироваться. Важно, чтобы содержание обращения и наполнение отчета были об одном и том же и усиливали друг друга.
    • 2
      А вот перечень ключевых сообщений — то, что делается сразу. Это составляющая концепции отчета. Оформить можно в виде структурированного и упорядоченного списка тезисов — главных идей, которые раскроют подход компании к устойчивому развитию. Этот перечень составляется на основании информации, которую удалось «снять» с респондентов и на основании выкладок бенчмарк-анализа.

      Особенно яркие и глубокие тезисы нужно сохранить для размышлений об управляющей идее и метафоре отчета. Отчет — это не просто документ, содержащий данные. За данными должна скрываться драматургия и история. Product Owner отчета — не просто специалист, который умеет собирать и представлять данные. Он ещё и «сценарист», который через отчет рассказывает вдохновляющую историю компании.
    Цель интервью достигнута, если на выходе удалось сформировать эти два документа: драфт заявления руководителя и перечень ключевых сообщений отчета.

    Но мы в своей работе стараемся идти дальше. Просто потому, что в наших ценностях — системность и эстетика. А это про настоящее. Мы всегда работаем с душой компаний-клиентов. Даже если это создание нефинансового отчета. Чтобы дотянуться до души важно говорить с людьми и стараться понять, что ими движет. Как они сами говорят об устойчивости, что они хотят нести в мир. И отчасти поэтому мы не ограничиваемся формальной беседой. Обычно мы транскрибируем разговор и его литературно обрабатываем. Ничего не придумываем, просто укладываем в письменную форму.

    Сначала отдел продаж ругал за увеличение стоимости проекта: «Зачем мы это делаем? Это никому не нужно, а стоит хоть немного, но дороже!». Со временем удалось убедить, что это дополнительная ценность для клиента.

    Полные версии таких интервью потом используют для внутренних и внешних коммуникаций.

    Отдельные самые яркие цитаты из каждого интервью можно «зашить» внутрь отчета. А наши заказчики любят создавать на основе таких высказываний материалы для соцсетей.
    Как обработать интервью?
    • Транскрибируйте интервью, то есть переведите аудиоматериал в текст
      Это довольно хлопотное дело, поэтому можно делегировать это сотрудникам-стажерам или отдать на аутсорсинг (не забывая про NDA).
    • Обработайте получившийся текст
      Проверьте логику, построение фраз (если это не повредит аутентичности стиля), правильность терминологии. Структурируйте текст. Можно подзаголовками разбить его на разделы. Подзаголовки брать, собственно, из прямой речи респондента.
    • Выпишите в конец документа самые яркие цитаты
    • Озаглавьте интервью
    • Первым абзацем сделайте выжимку о сути позиции интервьюируемого
    Таким образом интервью превращается из технического проходного этапа работы в ценную деятельность, а результат — в самостоятельное произведение, которое поможет автору отчета прочувствовать клиента, а заказчику посмотреть на себя со стороны.
    Напоминаем, что TSQ Consulting — та компания, которой можно делегировать создание отчета. Мы работаем гибко: предлагаем оформление «под ключ», выполнение отдельных работ или разовые консультации, касающиеся отчетности.
    Читайте также:
    Самая свежая статья
    Новые мысли, идеи и методики по системе управления персоналом, стратегическому развитию компании и повышению эффективности сотрудников.