Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
Отчётность в области устойчивого развития: время собирать камни
В данной статье рассказываем про отчетность в области устойчивого развития. Зачем это нужно бизнесам, что должен включать в себя отчет, какую информацию выбрать для раскрытия и как пошагово создать отчет.
  • /
  • /
1 февраля 2022 г.
Чтение этой статьи займет 20 минут
Методолог, руководитель практики «Устойчивое развитие» TSQ Consulting, профессиональный эколог с 10-ти летним стажем в транснациональном холдинге.
Этот материал поддерживает цели устойчивого развития:
Честность — лучшая политика.
Мигель де Сервантес (1547–1616) — испанский писатель

Начало февраля, и это значит, что все в разгаре работы по подведению итогов прошлого года. Всё больше российских компаний наряду с финансовой отчетностью готовят ещё и отчеты по устойчивому развитию. Расскажем, что это такое, для чего нужно и как сформировать отчёт самостоятельно.

Экологическая и социальная ответственность бизнеса становится всё более значимой (особенно в бесконечных волнах пандемии), а три буквы ESG* стали самой актуальной темой в мире бизнеса в прошлом году, и тренд всё нарастает. Потихоньку отчетность в области устойчивого развития из «а ещё у нас есть…» превращается в «безусловно, это есть, как и у любой развитой компании».

*ESG — аббревиатура:

  • E (environmental) — экология, окружающий мир
  • S (social) — социальная сфера
  • G (corporate governance) — корпоративное управление
ESG — это набор характеристик, по которым можно оценить социальную и экологическую ответственность бизнеса, меры, которые принимает компания, чтобы улучшить окружающий мир.
Что это такое?
Нефинансовый отчет — отчет об устойчивом развитии, экологический отчет, отчет о корпоративной социальной ответственности или иной отчет, содержащий нефинансовую информацию, в том числе о факторах, связанных с окружающей средой (а также экологические факторы и факторы, связанные с изменением климата), обществом (социальные факторы) и корпоративным управлением.

Нефинансовый отчет — это публичное доказательство эффективного управления репутацией и ответственной конкуренции.

Началось всё с экологических отчётов для химических компаний США в 1980-х. Затем за возможность публично доказать эффективность управления репутацией ухватились представители табачной индустрии. Кстати, любителям хорроров, рекомендуем ужастик о нефинансовой отчетности «Тёмные воды».
У всякого святого есть прошлое, у всякого грешника – будущее.
Оскар Уайльд
За более чем 40 лет традиция подводить нефинансовые итоги года распространилась на весь мир. Многие компании в настоящее время составляют годовой отчет об устойчивом развитии, и существует множество рейтингов и стандартов. Компании выбирают составление таких отчетов по ряду причин, но по своей сути они призваны быть «судами прозрачности и подотчетности». Часто они также намеревались улучшить внутренние процессы, привлечь заинтересованные стороны и убедить инвесторов в своей перспективности.
Зачем это нужно?
Важно сразу сказать, в России отчитываться по нефинансовым показателям не обязательно. Пока. Но в перспективе ближайших трёх лет ситуация скорее всего изменится. Компании Бразилии, Индии и Южной Африки уже обязаны подавать отчёты. Не говоря уж о более «цивилизованных» странах, на которые равняться психологически приятней.

На данный момент, мы видим условную мотивационную «морковку спереди» — отчёт несёт компании плюсы:
Повышение эффективности компании. Кому только не приписывают фразу об управлении только тем, что можно измерить. От этого она не теряет свой истинности. Если компания обращает внимание на ESG-аспекты своей деятельности, измеряет их и осмысляет в формате отчёта, то почти со 100% вероятностью в следующем году результаты будут ещё лучше.
Укрепление репутации. Всё больше компаний подают отчетность, понимая, что это адекватный ответ на общественный запрос: клиенты, сотрудники, СМИ, местные сообщества — потребители сведений об инициативах, успехах и, конечно, провалах организации. Важно быть первым и главным источником информации.
Развитие партнёрства и привлечения капитала. Для крупных компаний отчётность уже больше десятка лет — привычное дело. Просто потому, что иначе вести, например, зарубежную деятельность практически невозможно. Сейчас же мы наблюдаем, как волна устойчивого развития подобно вирусу захватывает новые пространства. Правила игры таковы, что бизнес, декларирующий устойчивость, должен предусматривать процедуры отбора партнёров и поставщиков — тоже устойчивых. Инвесторы тоже ориентируются на ESG-факторы.

Подготовить отчёт (наряду с политикой и стратегией) — первый шаг, который нужно совершить, чтобы не оказаться за бортом существующих договорённостей и обеспечить новые, обойдя зазевавшихся конкурентов. Получение ESG -рейтинга — второй шаг, который, кстати, без отчёта сделать весьма затруднительно.
Лучше, не откладывая на будущий год, начать сбор нефинансовых данных уже сейчас. Это позволит подготовиться к грядущим регулятивным изменениям, не дожидаясь, пока «морковка спереди» изменит направление.
Как это сделать?
Если в ваша компания ещё ни разу не отчитывалась, для начала достаточно лишь декларировать намерения в области устойчивого развития и рассказывать об отдельных инициативах.
Это вполне допустимо. Вообще стоит сказать, что отчётам по устойчивому развитию придаётся чрезмерная важность. Если вы только начинаете, то весьма терапевтично зайти на сайт крупной организации и посмотреть на их самый первый отчет, а потом сравнить с самым свежим. Отчётность — это эволюционный процесс.
Что внутри отчета?
Существуют десятки различных стандартов по отчётности. Смысла разбираться в них нет, потому что принцип Парето никто не отменял: 84% из 250 крупнейших компаний мира отчитываются по GRI. Действительно, GRI-Глобальная инициатива по отчётности является самой удобной и универсальной.

GRI не определяет строго объем и форму отчета. Главное, чтобы в нем были использованы показатели эффективности деятельности компании. Организация вправе сама определить концепцию и структуру отчета, раскрывая информацию о следующих аспектах:
1
видение и стратегия, где дается описание стратегии организации в области устойчивого развития, включая заявление о намерениях высшего руководства;
2
характеристика организации — обзор структуры и деятельности организации;
3
структура управления и системы менеджмента — описание структуры организации и политики менеджмента;
4
показатели результативности — характеристики, отражающие эффективность усилий компании в области обеспечения экономической, экологической и социальной устойчивости.
Например, вы можете выбрать следующие элементы для раскрытия в отчёте:
1. Экономическая устойчивость
Экономическая устойчивость — информация о видах производимой продукции (работ, услуг) и основных показателях деятельности организации: выручка (доходы); расходы (операционные затраты); пожертвования и инвестиции; все уровни прибыли (включая нераспределенную прибыль); рентабельность; уровень капитализации; структура капитала; денежный поток; дебиторская и кредиторская задолженность и др.
2. Экологическая устойчивость
Экологическая устойчивость — объемы потребления различных ресурсов; аварийные ситуации и их предупреждение; степень воздействия производственных процессов организации на окружающую среду и здоровье человека; расходы, связанные с окружающей средой; степень переработки отходов; меры по восстановлению природных ресурсов, в том числе в добровольном порядке и др.
3. Социальная устойчивость
Социальная устойчивость — это сведения о численности сотрудников и об условиях их труда, о безопасности производства и уровне травматизма, о мерах, предпринимаемых организацией для поддержания здоровья персонала, о наличии социально-культурных объектов. К социальной информации относятся данные о доходах и социальных льготах персонала, о текучести кадров, о создании рабочих мест, об обучении персонала и т. д.
Компания сама определяет объём раскрываемых данных: какие-то показатели можно озвучить, а какие-то — нет. Это весьма актуально в российских условиях, когда при раскрытии некоторой информации может возникнуть опасность привлечь излишнее внимание к компании со стороны контролирующих органов или конкурентов.
Как понять, что важно?

Найдите показатели, которые наиболее важны для вашей компании, на основе:

  • Областей, на которые компания может повлиять с помощью мероприятий «делай больше добра» и «причиняй меньше вреда»
  • Того, что компания делает лучше всего (ключевые компетенции и активы)
  • Бизнес-приоритетов и инициатив, ориентированных на будущее, основанных на приоритетах компании
  • Того, что инвесторы, заинтересованные стороны, партнеры и сотрудники хотят, чтобы компания определила как приоритет
Что конкретно делать?
1
Изучить внутренних и внешних заинтересованных сторон, проанализировать СМИ и отчеты конкурентов/партнёров. Отметить то, что нравится и не нравится.
2
Выбрать, какие данные раскрывать. Назначить ответственных за предоставление информации и сроки. Для удобства воспользуйтесь нашей таблицей.
3
Собрать данные (от специалистов, из систем учета, распорядительной документации и т. д.)
4
Подготовить полную текстовую версию отчета в соответствии с Руководством GRI и согласовать с руководством компании.
5
Заказать графическое оформление. Красота отчета — это очень важно! Кстати, каждый год проводится конкурс нефинансовых отчётов и оформление играет там не последнюю роль.
6
Заверить отчет (необязательно).
7
Разместить на корпоративном сайте.
8
Рассказать об отчете партнёрам, инвесторам, клиентам и подать заявку на участие в конкурсах и включение в рейтинги.
Скачайте форму GRI

Благодаря данной таблице вы сможете выбрать, что и какие данные раскрывать, назначите ответственных за предоставление информации и сроки.

Внутри:

  • Excel-файл для заполнения GRI
  • 3 листа для заполнения экономической, экологической и социальной категорий
Учитывайте, что сведения из разных источников могут не совпадать, теряться при передаче, искажаться при оформлении. Зачастую полный цикл подготовки отчета занимает почти год! Запаситесь терпением и ставьте реалистичные сроки.
Каким требованиям должен соответствовать отчет по устойчивому развитию?

Отчёт содержит по сути ответы на три вопроса:

  1. Что компания хотела бы сделать?
  2. Как она это сделала?
  3. Каких результатов удалось добиться?
Аутентичность
Отчет — это не инородный документ. Необходимо, чтобы он отвечал стратегическим целям компании, был включен в корпоративное управление и соответствовал ее миссии.
Правдивость
Говорить нужно не только об успехах. В документе должна идти также речь о том, какие существуют риски и проблемы, что компания делает, чтобы исправить положение.
Динамичность
Показатели в отчете должны быть сопоставимы с другими годами, т. е. должна быть выявлена динамика изменений. Для начала можно взять период двух-трёх лет.
Прозрачность
Информация в отчете должна быть достоверна и прозрачна. Это полезно прежде всего самой компании.
Актуальность
Отчет должен быть своевременен и актуален.
Понятность
Представленная в отчете информация должна быть написана доступным языком и понятна представителям всех заинтересованных сторон.
Очень важно рассказывать о своём отчете, выстраивая правильную коммуникацию вокруг вашей деятельности в области устойчивого развития.
Февраль – время собирать камни и строить из них устойчивый фундамент для долгосрочной успешности компании.
Читайте также:
Самая свежая статья
Новые мысли, идеи и методики по системе управления персоналом, стратегическому развитию компании и повышению эффективности сотрудников.