Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
Разработка стратегии — Часть 4

Что делать, чтобы достичь сформированной стратегии компании и ключевых целей?

Почему стратегия и ключевые цели организации часто остаются только «на бумаге»? Как достичь поставленной стратегии? Что необходимо сделать после стратегической сессии, чтобы скорее начать делать «по-новому» и быстрее достигать поставленных целей? Эта статья — алгоритм действий.
7 декабря 2020 г.
Чтение этой статьи займет 30 минут

Что такое стратегия? Как грамотно ее разработать?

Стратегия является ничем иным как планом действий для достижения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей в условиях неопределенности. В бизнес среде выделяют три вида стратегий:
  1. Корпоративная — определяет ключевые цели всей компании.
  2. Бизнес-стратегия, устанавливает значимые цели бизнес-единицы.
  3. Функциональные стратегии касаются стратегических целей для достижения бизнес-целей и дальнейшего развития функциональной области.
Как создать стратегию продвижения и развития компании? Чтобы выявить ограничения и драйверы развития организации, проанализировать ошибки бизнес-стратегии крупных компаний своего сегмента, разобрать лучшие практики и примеры компаний, выбрать оптимальное направление и разработать план действий, проводят стратегическую сессию. Это встреча ключевых руководителей и сотрудников для принятия важных управленческих решений относительно развития компании и ее бизнес-модели, работы с клиентами и партнерами. Самые популярные направления сессий: разработка стратегии продвижения и развития организации (и/или kpi для стратегии продвижения), устойчивое развитие, стратегия цифровизации бизнеса, разработка корпоративной культуры. Как грамотно провести такую сессию, какие шаги реализации туда входят и наши кейсы смотрите по ссылке ниже.
С чем мы чаще всего сталкиваемся после проведения стратегической сессии? Стратегия не «взлетает». Это происходит не потому, что стратегия плохая или у нас глупые сотрудники, или они саботируют изменения. Если вы помните Эдвардса Дэминга, он говорил, что люди ни в чем не виноваты, всегда виновата система. Это значит ровно одно — мы не создали условия для системных и последовательных изменений. Необходимо провести каскадирование стратегий в процессы компании, внедрить ключевые цели и метрики.
Люди ни в чем не виноваты, всегда виновата система.
— Эдвардс Деминг

Методы анализа

Как грамотно подготовиться к стратегической сессии и использовать SWOT анализ, усиливая его через проведение TOWS-анализа — рассказали в предыдущей статье. В это статье обсудим, как создать условия для изменений. В этом нам помогут разобраться восемь шагов Модели внедрения изменений Коттера. Кто-то уже знаком с ней, однако в разрезе работы со стратегией мы еще не разбирали эту модель. Кто-то уже знаком с ней, однако в разрезе работы со стратегией мы еще не разбирали эту модель. Помимо этих простых восьми шагов, вы также можете использовать BSC (Сбалансированную систему показателей). Подробнее об этом рассказывали в этой статье.
изменения по коттеру

Создание ощущения необходимости изменений

Нам надо создать среду, в которой все понимают, что так, как мы жили до этого, жить невозможно. Классический пример — эпидемия коронавируса. Если бы ещё два года назад нам сказали бы, что будет цифровая трансформация, и так быстро продвинется вперёд Индустрия 4.0, мы бы, конечно, не поверили. Кстати, я бы сама сказала, что классические оффлайновые тренинги ничто не вытеснит с рынка. Human-to-Human — это наше всё, и только так должно проходить обучение.

Мне понадобилось всего несколько месяцев для того, чтобы изменить свою позицию, потому что такой, какой жизнь была раньше, сегодня невозможна. И когда мы работаем со стратегией, мы должны обеспечить условия для изменений. Подробнее об изменениях можно изучить в статье.

Создание команды амбассадоров

Совершенно очевидно, что никуда система не сдвинется, если большинство людей в этой системе останутся приверженцами старой модели мышления. И вот этот шаг может совпадать с подбором команды на сессию. Безусловно, работа с амбассадорами — это достаточно серьезный, системный и очень сложный процесс. Не стоит забывать, что прописанные регламенты и бизнес-процессы, плакаты с красивыми лозунгами и другие способы реализации вдохновляющей айдентики не вовлечет сотрудников в процесс изменений так, как сплоченная команда амбассадоров изменений. Кто должен входить в эту команду? Как ее готовить и какие ее функции — рассказывает Екатерина Шатрова (Москова).

Создание видения изменений

Команда, у которой нет общей амбициозной цели, общих ценностей и понятного функционального распределения, разрушается. Чтобы избежать этого, необходимо создать видение изменений, которое пронизывает весь процесс любой трансформации компании. Видение — концепция общей цели и результатов, которые вы можете переложить в конкретные поведенческие индикаторы. Как это сделать — расскажу я в этом видео.

Грамотное информирование

Для внедрения результатов стратегической сессии нужно обеспечить распространение информации о грядущих изменениях. Каким образом мы обычно это делаем:

1. Проводим мини-стратегические сессии на уровне команд
На стратегической сессии были руководители различных подразделений, а это значит, что аналогичные мини-сессии они должны провести на уровне уже своей команды. Руководитель, как заказчик сессии, доносит цели и задачи, функции подразделения до своих сотрудников.

2. Создаем собственную дорожную карту команды
На этой мини-сессии сотрудники создают собственную небольшую или большую дорожную карту, то есть, необходимо прописать конкретные действия и шаги для своей функции или подразделения, отвечая на вопросы: Что новая стратегия означает в ракурсе их функции? Как задачи она предполагает? Как они будут достигать ключевых целей компании в разрезе своего отдела? Ответы на эти вопросы станут вашей базой, чтобы продолжить разрабатывать направления развития вашей организации.

3. Каскадируем результаты на все уровни организации

Устраняем препятствия в достижении целей

Представим простую ситуацию внедрения изменений в компании — переход на новую CRM-систему. Если вы не проинформировали и не подготовили сотрудников к грядущим переменам, не создали команду поддержки (амбассадоров), не отстроили бизнес-процессы «на новый лад» и не устранили другие возможные проблемы, в компании начинается хаос.

Кто-то освоил систему, кто-то еще не получил доступа (невозможно обмениваться информацией и корректно выполнять свою работу), кто-то только вышел из отпуска и не понимает, что происходит. Знакомая ситуация? Нестыковки, противоречия, пересечение или разрыв зон ответственности в системе бизнес-процессов приобретают катастрофические масштабы. Как этого избежать и что делать — рассказывает Дина Гусейнова, операционный директор TSQ Consulting.

Обеспечиваем быстрые победы в процессе изменения компании

Дальше мы должны добиться супер быстрых побед. Это необязательно должны быть какие-то глобальные вещи, это могут быть небольшие достижения, но мы обязаны подмечать их и обращать на них внимание всех сотрудников. Когда мы отмечаем даже незначительные победы, это дает нам следующие результаты:

  • Критиков и сопротивленцев изменений становится все меньше, потому что сопротивляющиеся люди видят, что уже есть результаты новой стратегии, и начинают сомневаться в правильности своего саботажа;
  • Мы понимаем, как правильно выбирать курс и к каким результатам двигаться, как быстро их достигать, и быстро корректировать наши дальнейшие шаги;
  • Повышаем мотивацию, потому что видим, что стратегия — это уже не просто набор красивых идей и шагов, а конкретные результаты. Становится очевидным, что мы движемся в нужном направлении.

Закрепление достижений во всей системе бизнеса

«Большинство проектов терпят неудачу только потому, что победа объявлена слишком рано» — говорит Джон Коттер. Запустить один новый продукт, используя новую систему — не великая победа. Но если вы можете произвести 10 продуктов, это будет означать одно — система работает. Для этого необходимо вносить изменения и закреплять их во всей системе, во взаимосвязях всех уровней — организационной структуры, бизнес-процессов, людей.

Закрепление изменений в корпоративной культуре

Если вы хотите успешно завершить трансформацию, вам необходимо формализовать изменения на уровне культуры компании и понятных слов. Сотрудник, каким бы хорошим человеком ни был, принимает «правила игры» той среды, в которую он попал. И если в вашей среде принято, что стратегия — это только красивые инфографики на стене с ключевыми целями, или что про нее вспоминают только два раза в год — в момент создания и перед отчетностью, то новички сразу впитают эти «правила взаимодействия». Таким образом, вы нарастите себе приверженцев саботажа стратегии, нежели «свежую кровь», призванную начать делать «по-новому».

Корпоративная культура — это среда компании, которая влияет на поведение и образ мышления сотрудников. На данном этапе необходимо определить правила: «что у нас принято / не принято и за что мы увольняем». Как это сделать — рассказываем в видео:

Ошибки во время проведения страт сессий

Типичные ошибки стратегических сессий: помогут понять, чего точно не нужно делать.
  1. Не готовиться к сессии и рассчитывать, что за 1 день вы все решите без дополнительного анализа данных и исследований рынка
  2. Забываете о важных элементах подготовки к сессии (выбор места, выбор методологии)
  3. Нечётко поставлены цели и задачи стратегической сессии
  4. Детские инструменты для взрослых людей сегодня не работают
  5. Не определены механизмы реализации и контроля выбранной стратегии
  6. Не закреплена персональная ответственность за достижение целей
  7. Не оцениваются риски достижения целей
как достичь стратегии
Создавайте в ваших компаниях среду для изменений, готовьтесь к стратегической сессии, проводите её качественно и с грамотно выбранным инструментарием. Но конечно, понимайте, что ничего не будет работать, если вы ничего не сделаете. Удачи!
Читайте также:
Самая свежая статья
Новые мысли, идеи и методики по системе управления персоналом, стратегическому развитию компании и повышению эффективности сотрудников.