Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
Пять мифов
о цифровизации в HR
«Каждая компания должна внедрять цифровые инструменты», «Чат-боты, голосовые помощники и искусственный интеллект заменят HR-специалиста», «Это какие-то прорывные технологии, нам до них далеко» и так далее. В этой статье разберем пять самых страшных мифов о цифровизации HR-процессов и докажем, что технологии — это вовсе не дань моде и не «зверь заморский».
9 марта 2021 г.
Чтение этой статьи займет 10 минут
Тренд на цифровизацию HR-процессов начинает ощутимо давить на HR. Однако стоит ли начинать цифровую трансформацию и как это делать – не всегда понятно. Каким рискам цифровые технологии подвергают процессы – тоже неясно. В общем, огромное поле неопределенности, которое порождает страшные мифы о цифровых инструментах. Сегодня разбираем наиболее популярные из них.
МИФ #1
Каждая компания должна цифровизироваться
Несмотря на весь хайп вокруг этой темы, цифровые инструменты НЕ нужны, если:
  1. У вас небольшой бизнес / по жизненному циклу Адизеса вы на начальных этапах
  2. Компания не собирается масштабироваться
  3. Ваши бизнес-процессы и так работают без сбоев
  4. Собственник или Генеральный директор избегают цифровых решений и не хотят внедрять их в свой бизнес
  5. Вы не можете ответить на вопрос «Зачем?»
Другими словами, пока в компании не создана атмосфера необходимости изменений, эти нововведения не будут работать, система будет сопротивляться и откатится к своей изначальной точке.
МИФ #2
Цифровизация опирается на прорывные технологии
На самом деле, цифровые HR-процессы строятся, в первую очередь, из набора простых инструментов, которые помогают ускорить или автоматизировать привычные нам действия.
  • 1
    Чат-боты
    Имитируют общение по заданному сценарию (учитывая всю специфику компании и tone of voice), помогают собирать информацию, коммуницировать с клиентами/сотрудниками.
    • Используются почти в каждом HR-процессе: подборе (сбор информации и первичный отсев кандидатов), адаптации (база знаний, поддержка наставника), обучение (образовательные марафоны, курсы и даже геймификация), оценка (будь то 360 или обычный сбор обратной связи от новичка и его наставника).
    • Чат-бот позволяет настроить регулярность процессов, усилить коммуникации с сотрудниками и их оперативность.
    • Всю получаемую информацию боты способны собирать в понятный аналитический дашборд и передавать отделу HR для принятия дальнейших управленческих решений.
  • 2
    Дашборды
    Помогают визуализировать и анализировать данные компании.
    • Позволяют увидеть полную картину того или иного процесса, следить за влиянием того или иного фактора на HR-метрики или за эффективностью внедрения изменений.
    • Бывают операционными, аналитическими и стратегическими.
  • 3
    Нейросети
    Анализируют эмоции, аудио и видео, массивы данных.
    Например, помогают в обработке записей разговоров с клиентами для анализа стоп-слов, темпа речи, интонаций, соотношения общей длительности фраз менеджера и клиента. В этом примере нейросети также могут использоваться для отбора тех параметров звонка, которые помогли привести клиента к сделке за самый короткий срок.
  • 4
    Роботы / RPA
    Помогают заменить человеческий труд: совершать привычные алгоритмы действий. Например, после звонка отправить определенное письмо по заданным параметрам.
И так далее.

Таким образом, цифровизация – это набор простых технологий, которым управляет человек: задает критерии, прописывает сценарии, но которые помогают избавить его от постоянного ручного труда и обработки. Они опираются, в первую очередь, на метрики, данные, бизнес-процессы и простые аналитические инструменты.
МИФ #3
Только прибыльные компании могут запустить цифровизацию
Ситуация на самом деле обратная: чем масштабнее бизнес и чем устойчивее его бизнес-модель, тем медленнее он будет внедрять инновации. Этот подход можно охарактеризовать простой фразой: «Оно и так хорошо работает. Ничего не трогайте!»

В этом плане среднему бизнесу везет намного больше. Скорость принятия решений и гибкость в этих вопросах очень важна. Однако и в крупной компании вполне реален запуск небольшой технологии, например, чат-бота на небольшую аудиторию для сбора обратной связи с новичков и наставников. Это редко требует многоуровневого согласования и получается быстрее запустить такой промоинструмент, чтобы опробовать технологию, прежде чем заниматься масштабной трансформацией. К тому же вы уже на данном этапе сможете получить первые результаты и аргументы в защиту вашей позиции.
МИФ #4
Нужно взорвать отрасль первыми
Классно, если у вас есть дух первопроходцев. Тем не менее, мания на уберизацию бизнеса и «экспоненциальный рост головного мозга» – симптомы, которые вряд ли помогут вам в последовательном внедрении изменений. Наоборот, быть «имитатором» иногда гораздо проще, чем «новатором». Повторить и исправить ошибки «новаторов» гораздо проще, а также бизнес-модель «имитаторов» становится более устойчивой.
Имитация — не только гораздо более распространенное явление, чем инновация, но и гораздо более популярный путь к росту бизнеса и прибыли

Теодор Левитт, американский экономист,
профессор Harward Business School
Рекомендуем книгу на эту тему: Одед Шенкар «Имитаторы. Как компании заимствуют и перерабатывают чужие идеи»
МИФ #5
Все руководители хотят цифровизацию
Это далеко не так. Чтобы опровергнуть этот миф, предлагаем вам задать ключевому руководителю следующий список вопросов: 15 вопросов для обсуждения внедрения цифровизации с ключевыми лицами в компании.

Также делимся шаблоном, который поможет посчитать выгоду для вашей компании от цифровизации HR-процессов:
5 коротких и емких видео
без сложной терминологии раскладывают все по полочкам и разбивают ключевые мифы о том, что цифровизация — это дорого, долго и непонятно.
Системные ошибки в цифровизации.
Как понять, что что-то идет не так?
  • Долго
    Цифровизация идет медленно, есть большая зависимость от IT-отдела / внешних подрядчиков, разработка каждого нового решения занимает 6–12 месяцев и более
  • Дорого
    Решения по цифровизации стоят дорого, и их сложно настроить под задачи и специфику процессов организации
  • Непонятно
    Непонятно, с какого процесса начинать и как сделать из текущего набора инструментов единую работающую систему
  • Сложно
    Решения непонятны сотрудникам: они ими не пользуются или пользуются «для галочки». Общая низкая вовлеченность
15 вопросов
о внедрении цифровизации
для ключевых лидеров компании

С этими вопросами вы также можете поработать на стратегической или организационной сессии перед составлением дорожной карты внедрения:
  1. На каком этапе цифровизация нашей отрасли?
  2. Как меняются потребности наших клиентов в связи с цифровизацией?
  3. В чем уязвимость наших бизнес-процессов и бизнес-модели?
  4. Умеем ли мы работать в комплементарных бизнес-моделях?
  5. Как мы работаем с аналитикой? И используем ли мы возможности аналитики (например, в HR)?
  6. Есть ли в организации необходимые навыки?
  7. Что зависит лично от меня?
  8. Ощущаем ли мы необходимость перехода на цифровую стратегию?
  9. Жизнеспособен ли наш бизнес в цифровом мире?
  10. Какая стратегия нужна нам для того, чтобы отвечать на цифровой вызов?
  11. Что в компании мешает трансформации?
  12. Как можно оптимизировать наши активы с учетом цифрового мира?
  13. Хочет ли этого главный?
  14. Как быстро мы должны действовать?
  15. Готовы ли сотрудники к изменениям?
Читайте также:
Самая свежая статья
Новые мысли, идеи и методики по системе управления персоналом, стратегическому развитию компании и повышению эффективности сотрудников.