Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.

Как подготовить сотрудников к изменениям в организации?

В статье разберем основные ошибки, которые помогут вам менее болезненно внедрить новые подходы и модели в компанию, расскажем про восьмиступенчатую модель управления изменениями, а также поговорим про неотъемлемые части подготовки команды и организации к переменам. Особенно актуально для тех, кто внедряет организационные изменения и работает над повышением эффективности команды.
2 декабря 2019 г.
Чтение этой статьи займет 20 минут

Содержание

— Великая честь для меня рядом с тобой умереть, царь.
 — Для меня была великая честь рядом с тобой жить!
— к/ф «300 спартанцев»
Руководителю в процессе трансформаций бывает грустно, потому что:
  • Людям не нужны «амбициозные и жирные цели», в которых есть стиль и душа. Всем нужны цели понятные: «Сколько вешать в граммах?»
  • Люди не всегда готовы читать между строк и думать о величии управленческой души и гадать, что же там… «на кончиках пальцев». Всем всё надо разжевывать и максимально упрощать. И это нормально. Спиральная Динамика вам в помощь.
  • Никто не ценит смелость и шарм вашей идеи и глубину задумки! Никто не хочет пробовать кончиком языка вязь ваших слов, перекатывая в гортани нежные согласные вашей души...

Определяем степень готовности команды к изменениям

 Успешность трансформаций зависит от того, есть ли предпосылки для изменений, обладает ли организация возможностями и ресурсами. Но самое главное — насколько сотрудники готовы к переменам. Эта готовность — один из ключевых индикаторов успешного управления изменениями.
Её можно оценить через два аспекта:

  • степень удовлетворенности работника существующим состоянием дел в организации;
  • воспринимаемым личным риском при возможных трансформациях.

Если работник удовлетворен существующей ситуацией и при этом высоко оценивает эти риски, то вовлечь его в процесс трансформации будет крайне сложно.

Поэтому на первом шаге управления изменениями – задача состоит в том, чтобы контролируемо и мягко вывести персонал из состояния удовлетворённости существующим положением.
подготовка команды к изменениям

Ошибки в управлении изменениями

По наблюдениям профессора Гарвардской школы бизнеса Джона Коттера, признанного эксперта в области организационных изменений, лишь 30% инициатив завершаются успехом. Остальные сталкиваются с сопротивлением изменениям, истощением ресурсов и фрустрацией команды.

Ошибка № 1: избыток самоуспокоенности.
Бывает, что к началу формирования изменений у руководства и персонала компании ещё не складывается достаточного понимания безусловной необходимости перемен. Это оказывает важные последствия, поскольку излишняя самоуспокоенность всегда препятствует достижению целей перестройки.
подготовка к изменениям в организации
Ошибка № 2: отсутствие влиятельной команды реформаторов.
Для успешного проведения структурной перестройки характерно, чтобы президент компании, руководитель подразделения или начальник отдела и ещё пять, пятнадцать или пятьдесят активных сторонников донесли команде как культура должна работать в организации, а не оставаться только «на бумаге».

Ошибка № 3: нечеткая формулировка целей изменений.
Если вы не в состоянии за пять минут описать ту перспективу, что определяет и направляет конкретные программы модернизации, и не обнаруживаете у слушателя понимания и интереса, — знайте, вас ждут крупные неприятности.

Ошибка № 4: слабая коммуникация нового видения.
Агитировать за перемены можно и словом, и делом. Ничто не дискредитирует идею реформирования сильнее, чем поступки ответственных работников, противоречащие тому, что те проповедуют на словах.

Ошибка № 5: препятствия, блокирующие внедрение изменений.
Новые начинания гораздо реже удаются, если служащие, даже понимая необходимость реформ, чувствуют себя бессильными перед огромными препятствиями на этом пути. В отдельных случаях такие «дорожные заторы» существуют лишь в их воображении, и задача заключается в том, чтобы убедить этих людей в отсутствии действительных помех движению. Всякий раз, когда энергичные и исполненные самых лучших намерений руководители уклоняются от борьбы с препятствиями, это сказывается на готовности служащих работать ради перемен.

Ошибка № 6: отсутствие ощутимых быстрых успехов.
Существует риск потерять темпы изменений, если одновременно не ставятся краткосрочные задачи, дающие ощутимый результат.

Ошибка № 7: преждевременное празднование победы.
Пока перемены ещё не внедрились в корпоративную культуру (может потребоваться от трёх до десяти лет), судьба созданных принципов висит на волоске, так как может возобладать старая традиция.

Ошибка № 8: изменения не укореняются в корпоративной культуре.
Новые подходы в жизни фирмы приживаются и укореняются лишь тогда, когда они становятся повседневной привычкой, способом существования на рабочем месте, когда они входят в «плоть и кровь» как производственных отделов, так и правления корпорации. До тех пор, пока новый стиль поведения не станет в компании общепризнанным, не превратится в норму, которую добровольно придерживаются сотрудники, он всякий раз будет деградировать, как только прекращается процесс реформирования.
подготовка команды к изменениям

Восемь этапов управления изменениями

Совершение любой из восьми ошибок, черевато самыми серьезными последствиями. Однако перечисленные ошибки не фатальны, если знать о них заранее и действовать умело.

Коттер сделал вывод о том, что процесс изменений происходит в несколько последовательных этапов, которые подробно изложены в книге "Впереди перемен". Нарушение этой последовательности или отказ от какого-то из них приводит к иллюзии быстрых изменений, но уводит от желаемого результата.
  • Создать атмосферу безотлагательности действий
    Изучив рыночную ситуацию, конкурентные позиции компании; выявив и проанализировав реальные и потенциальные кризисы, благоприятные возможности.
  • Сформировать влиятельные команды реформаторов
    Объединив усилия влиятельных сотрудников, агентов перемен; поощряя деятельность участников сформированной команды
  • Формирование видения
    Создавая образ желаемого будущего со стретегической целью повышения активности сотрудников; разработав стратегию достижения видения
  • Коммуникация и пропаганда нового видения
    Используя доступность изложения, метафоры, аналогии, примеры моделей нового поведения команды реформаторов
  • Создать условия для претворения нового видения в жизнь
    Устраняя блокирующие новое поведение препятствия; изменяя структуры и обязанности, противоречащие новому видению; поощряя творческий подход и готовность рисковать.
  • Спланировать стратегически ачь ближайшие результаты
    Планируя обязательные первые шаги; вознаграждая и пропагандируя первые успехи
  • Укрепление результатов и масштабирование
    Создавая атмосферу доверия к новым подходам; меняя кадровый состав и проводя кадровые перестановки; распространяя успешный опыт по всей организации
  • Институциализировать новые подходы
    Формализуя правила поведения; выстраивая взаимосвязь между результатами и вознаграждениями; создавая условия развития для новых качеств сотрудников

Все эти шаги важны для внедрения организационных изменений, повышения вовлеченности персонала и формирования эффективной команды изменений.
подготовка к изменениям в организации
Далее более подробно остановимся на самых сложных шагах работы с командой и сознанием для успешного внедрения изменений в компании.

Как создать команду реформаторов?

Реформаторы, они же амбассадоры, они же сталкеры, они же просто хорошие люди. помогают распространить ценности как вирус, который становится культурным кодом компании.

Основной сложностью на этом шагом является поиск тех, кто вам нужен в команде. Есть ситуации, когда вам просто нужны люди. Но люди — это всегда проблема. С ними нужно договариваться, вести переговоры, слушать и слышать, проявлять эмпатию, учитывать разность потенциалов… В подобных ситуациях очень важно, чтобы всем всё было понятно: и генеральному, и менеджеру, и рабочему, и вашему офис-менеджеру. Если текст о потенциальных изменениях будет кому-то из них малопонятным, то эти люди сделают что-нибудь неправильно, а исправлять это будет стоить денег.

Идеальная команда реформаторов:

1. Высокое служебное положение
Банально, но официальная власть сильно поможет в работе с сопротивлением. Правда необходимо, чтобы эти высокие должности, работая с людьми, не только тешили своё эго, но, прежде всего, работали на благо компании и команды. И тут, вуаля, Патрик Ленсиони вам в помощь. Читайте «Пять пороков команды» или смотрите вот это видео.

2. Профессиональная подготовленность
Широкий кругозор, начитанность, опыт, профессиональные победы. Все это сработает в пользу ваших будущих изменений.

3. Доверие работников
Вы же знаете, как сильно влияет на нас наша референтная группа? Мы нет-нет, да и купим что-то не нужное, если звезда пленительно счастья что-нибудь посоветует. Я так, например, купила годовой запас спирулины. Теперь у меня много здоровья, п. Потому что я верю в рекомендации конкретного человека.

4. Лидерские качества
Быть лидером — тяжкий труд. И каждый год нужно продлевать договоренности с командой. Потому что былые заслуги не считаются. И у лидера почивать на лаврах не получится. Эти люди все время должны двигаться, стремиться, расти и улучшаться. Ну и, конечно, дайте им почитать что-нибудь про системное мышление, которое помогает организовывать работу. Хотя бы Доннела Медоуз «Азбука системного мышления». Умение управлять системой на уровне стратегии Коттер считал благом 80 уровня.

Важнейшим условием успеха работы команды агентов изменений является скоординированная работа. В обучении кроме непосредственно передачи знаний о планируемых активностях, стоит уделить внимание созданию командных договоренностей и определению ключевых правил взаимодействия. Руководителю важно наладить обмен информацией с командой амбассадоров, чтобы быть в курсе того, как внедряются новые идеи и решения на производстве. Эффективная команда изменений состоит из особенных людей, между которыми налажены особенные отношения.
Если вы все еще не прочитали книгу Патрика Ленсиони, господина реформатора, то не сочтите за труд посмотрите Екатерину Москову — она специализируется на командах и на реформаторах. В принципе, самое простое и эффективное — это заказать у нас сессию или тренинг, для того, чтобы сдвинуть вашу команду в сторону доверия и командной благости (никакого бега в мешках и никакого Lego, но это строго между нами).

Если вам Ленсиони показалось мало, если вы жадный, но пытливый человек, найдите книгу «Сначала скажи Нет». Кстати, наш генеральный директор, Алексей Кудимов, записал краткую выжимку из этой книги. Прослушав материал, вы найдете не только инструменты и технологии, которые помогут вам ответить на ключевые вопросы при подготовке и проведении переговоров, но и сможете выполнить задания, чтобы отточить свой навык и достигнуть первых результатов. Скачать бесплатно этот аудио-конспект вы можете здесь.

Да, и прочитайте уже «Спиральную Динамику». Если сможете дочитать книгу с начала до конца, я лично сниму перед вами шляпу. Не готовым к подвигам — смотреть подробное видео от структурной Дины Гусейновой.

Формулируем четкие командные договоренности

Командные правила взаимодействия должны быть простыми и понятными всем — от генерального директора до линейного персонала. Эти договоренности помогают выстраивать устойчивую корпоративную культуру и повышать эффективность команды.

Если вы продержались до конца этой статьи, то и следующий этап изменений вы тоже потянете. Читайте об этом в следующей статье.
Поможем разработать стратегию трансформации компании, провести тренинги для сотрудников, собрать команду реформаторов и внедрить устойчивые модели организационных изменений.

Узнать больше Обсудить проект
Читайте также: