Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
Метафорическая деловая игра «Алиса в стране Пулково»
Командообразование и формирование клиентоцентричного подхода в работе с клиентами, коллегами и самим собой.
Как ярко завершить программу развития сотрудников, сплотить участников друг с другом и вокруг бизнес-целей, но при этом оценить потенциал каждого сотрудника для дальнейшего повышения?
В кейсе рассказываем о деловой игре, которую мы разработали специально для Аэропорта Пулково. Помимо основных задач, игра развивает эмпатичное отношение к клиентам и коллегам, а также навык работы со своим уровнем жизненной энергии и ресурсами.
Информация о компании:
Вводные о ситуации в компании:
Ежегодно компания проводит «Бизнес-школу Пулково» для своих сотрудников — образовательный проект, который способствует развитию лидеров и усилению навыков линейных сотрудников. В финале программы у компании возникла идея организовать завершающее мероприятие всего образовательного трека в формате деловой игры. Экспертам TSQ необходимо было провести оценку участников, подвести итог по изученным компетенциям и проверить кросс-функциональное взаимодействие.
Вводные
01
Участники мероприятия:
  • линейные сотрудники с высоким потенциалом,
  • кадровый резерв,
  • начальники смен
40
человек
Пассажиропоток аэропорта составляет 20,6 млн человек в год. Для обеспечения безопасности пассажиров в Пулково трудится более 4000 высококвалифицированных специалистов.
Аэропорт Пулково — Второй аэропорт в России. Имеет статус федерального значения.
Задача
02
Цели проекта:
  1. Развитие у сотрудников клиентоцентричного подхода по отношению к клиенту, коллегам и себе.
  2. Оценка участников во время мероприятия для итоговой аттестации по итогам всей бизнес-школы.
Задачи проекта:
  • Усилить навык понимания целей коллег в совместной работе
  • Выстраивать эффективное взаимодействие между подразделениями
  • Сделать шаг к выстраиванию командной стратегии
Перед командой TSQ Consulting стояла задача разработать закрывающее мероприятие образовательной программы «Бизнес-школа Пулково», в ходе которого можно будет провести оценку участников, дать возможность проявить изученные компетенции, передать инструменты для развития эмпатичного отношения к коллегам и клиентам. Благодаря мероприятию участники смогли:
На основании вводных о ситуации в компании и программы Бизнес-школы была разработана механика метафорической деловой игры. Метафора позволяет убрать блоки и стереотипы у участников относительно привычного поведения и способов решения ежедневных рабочих задач. И переключить внимание на видение возможностей с помощью активизации творческих способностей.
Концепция:
За основную концепцию мероприятия мы взяли сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Подобно главной героине, ведущий с участниками «провалились в кроличью нору», чтобы посмотреть на процессы коммуникации и кросс-функционального взаимодействия со стороны.
Решение
03
Визуальное сопровождение игры также помогло погрузить участников в атмосферу ключевой метафоры известной сказки и ее героев. Мероприятие прошло в интересном и вовлекающем формате и способствовало не только развитию клиентоцентричного подхода во взаимодействии с клиентами, коллегами и самим собой, но и поднятию командного духа у участников, сплочению, а также отличному настроению после прохождения.
– Л. Кэрролл
«…нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально»

Процесс работы и решения:

Программа игры построена на методологии «Открытое мышление» института Арбингера и «Пять пороков команды» Патрика Ленсиони.
Этап «Эмпатия»
участники находят свою суперсилу в работе, которая помогает в коммуникации с коллегами
Этап «Ловушки мышления»
участники учатся выходить из конфликтных ситуации с помощью фокуса не только на своих целях и желаниях, но и на целях и желаниях своего оппонента
Этап «Мы – команда»
участники понимают и могут диагностировать пороки команды, знают как проводить профилактику для каждого порока
Этап «Энергия»
участники выполняют командное упражнение на поднятие энергии и учатся договариваться об общей стратегии. Параллельно прокачивают взятие ответственности за командный результат
Этап «Закрепление договоренностей»
участники финализируют договоренности для эффективного взаимодействия внутри команды
Этапы игры:
«HR-специалист Алиса попала в страну „Пулково“ — теперь у нее есть возможность посмотреть на процессы со стороны. Её задача — распутать клубок мыслей, желаний и страхов сотрудников. Командам необходимо помочь Алисе в этом непростом деле»
«Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее»
«Пока с вами не заговорят, следует молчать! — Но если все-все так и будут делать, — сказала Алиса, — если все-все будут молчать и ждать, пока с ними не заговорят, тогда никто никому никогда ничего не скажет»
Ключевые цифры проекта:
40
4
человек приняли участие в игре. 2 группы по 20 человек
часа длилась бизнес-игра
2
раза повторяли игру для разных групп
Результаты для компании:

  • Проведена оценка участников и сформирована обратная связь по каждой группе и участникам
  • Рекомендованы кандидаты для повышения на управленческие позиции
  • Сотрудники понимают важность клиентоцентричного подхода в работе с клиентами, коллегами и самим собой
  • Сотрудники знают корневые причины несогласованной работы внутри команд и как их преодолевать
  • Яркое завершение обучающего трека бизнес-школы, которое работает на несколько бизнес-задач
Результаты проекта:
Результат
04
Результаты для участников:

  • Сотрудники посмотрели на процессы со стороны, увидели частые ловушки мышления в своих коммуникациях
  • Сотрудники лучше узнали друг друга и понимают, чего можно ожидать от коллег в случае форс-мажоров, а значит эффективнее смогут решать такие ситуации
  • Участники осознали вклад каждого подразделения и сотрудника в достижение общих целей компании
  • Участники на практике отработали алгоритм коммуникации, которая направлена на решение возникающих в процессе работы задач и вопросов
Связанные практики:
Бизнес-игра позволяет сплотить команду / разные отделы или подразделения компании, выработать позитивные убеждения относительно совместной работы, увидеть, как люди взаимодействуют друг с другом и какие стратегии общения применяют в работе.
Проведем мероприятия по развитию у сотрудников необходимых компетенций под задачи бизнеса, поможем создать систему обучения в компании, основать корпоративный университет и т. д