Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
Внутренние коммуникации в кризис
Александра Захарова
17 апреля 2020 г.
Чтение саммари займет 15 минут
продюсер образовательных проектов, специалист в области внутренних коммуникаций и геймификации TSQ Consulting.
Основные проблемы внутренних коммуникаций сейчас – это:
  1. информации в принципе много, это пугает;
  2. используется множество форматов и инструментов;
  3. неясно, что конкретно сейчас испытывают люди.

В этой статье не будем акцентировать внимание только на инструментах, потому что гораздо важнее не они, а понимание цели, для которых они применяются. Разберем следующие вопросы:
  • Почему важно заниматься внутренними коммуникациями?
  • Что стоит и чего не стоит делать?
  • С чего начать внутренние коммуникации в кризис и как это сделать?
Прежде чем начинать выстраивать внутренние коммуникации, стоит исследовать, что испытывают сотрудники во время кризиса? От этой информации мы будем отталкиваться в выстраивании стратегии коммуникации с персоналом.
Вот типичные ответы прямо сейчас:
Три известные стратегии поведения во время стресса:
Замри
«Я делаю вид, что ничего не произошло»

Компания игнорирует проблемы и текущую реальность. Сотрудники точно следят за ситуацией в мире. Из разных источников у каждого сотрудника формируется своя картина мира и "как жить дальше", которая может не совпадать с тем, какой стратегии придерживается компания.
Беги
«Да, кризис есть, но нас он не коснется»

Мы все находимся в одной государственной системе, на которую так или иначе повлияет коронакризис. Фраза "нашу компанию кризис не затронет" воспринимается сотрудниками как ложь, за которой последует неприятный сюрприз. Доверие к такому работодателю сразу снижается.
Бей
«Я иду навстречу изменениям»

Хороший путь для компаний. Но если перегнуть, может получиться следующая ситуация: сотрудники еще не осознали, что происходит, а компания уже начинает активно говорить «мы идем вперед, всех победим!». Реакция может быть разной: от позитивной до резко негативной, тк сразу в сотрудниках просыпается страх перед изменениями.
Что нужно делать – по шагам:
1
Синхронизироваться с ТОПами – для того, чтобы понять стратегию компании
2
Определить tone of voice
Изучите колесо архетипов и ведите коммуникацию в соответствии со своим архетипом. Если у вас есть герой, от имени которого вы обычно коммуницируете с сотрудниками – используйте его.
Теорию архетипов подробно можно изучить в книге Маргарет Марк и Кэрола Пирсона «Герой и Бунтарь». Если времени нет, можно посмотреть наше (простите, старое, но не менее актуальное) видео про роль архетипов в развитии HR-бренда.
3
Приземлить на работу по модели изменений
Мы разобрали подробно разные инструменты внутренних коммуникаций под разные этапы внедрения изменений в компании (основывались на 8-ступенчатой модели Коттера).
Посмотрите в видео, какие инструменты на каком этапе лучше использовать.
Чувствуйте настроение сотрудников (используйте пульс-опросы, инфлюернсеров и HR на местах) и подстраивайте коммуникацию под них.

Если вы не изучили свою «целевую аудиторию», вы можете попасть впросак: человек в гневе от того, что ему до сих пор не подключили удаленный доступ к рабочей почте, а вы присылаете ему приглашение послушать подкаст про личную эффективность.

Если ваши сотрудники не проходят внутренние опросы, предоставьте им за помощь вам бонус/подарок (банально, но этот бонус должен быть желанным сотрудниками): стикерпак, ужин/кофе с руководителем, доступ к базе полезной информации, сувенирку и пр. (инструменты геймификации никто не отменял).
Самые простые инструменты, которые можно запустить прямо сегодня:
1
Подкасты
Работает очень хорошо, даже если вы просто голосом на диктофон запишете. Это может быть обращение к сотрудникам от Генерального Директора / инструкции по определенным процессам от ключевых лиц компании.

Используем: новости от топ-команды, обучение новых сотрудников, кросс-коммуникации
2
Закрытые каналы и группы
Используем: карточки, банеры, гифки, видео, молнии (очень короткие мгновенные сообщения), марафоны.
Пример: Карточки-инфографики от Setters (присылали один из примеров в наш Telegram-чат)

3
Внутренние чаты сотрудников
Вы можете удивиться, но в разных отделах есть свои внутренние чаты или чаты руководителей региона.
Используем: карточки, банеры, голосовые сообщения, цитаты
4
Боевые листки
В большей степени подходит для линейных сотрудников.
Используем: новостной дайджест, обращение ГД
Хороший новостной дайджест делает Tinkoff Journal. Здесь пример одной из недавних рассылок.
Подробный перечень инструментов с примерами использования и шаблонами вы найдёте в нашем Чемодане Траблшутера, который мы выпустим на следующей неделе.
Референсы:
«Трендельники» от SETTERS
Домашние мастер-классы от Cofix
Видео об удаленке от ТОПов (как в «КРОК»)
Онлайн-демо продуктов, например, как в «Точке»
@emergency_HR
Сюда мы выкладываем записи Zoom, материалы и саммари в день записи.
@emergencyhrchat
Здесь вы можете получить поддержку HR и наших специалистов в любое время, задать вопрос или посоветоваться с коллегами.