Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
интервью
Механизм внедрения целей устойчивого развития в стратегию бизнеса
Какие компетенции и навыки необходимы сотрудникам и руководителям для внедрения УР, реальные кейсы устойчивых компаний и пошаговое руководство для руководителей и предпринимателей для внедрения стратегии ЦУР — эти темы поднимали в интервью с Алексеем Кудимовым для ESG Media.
Алексей Кудимов
6 июля 2021 г.
Чтение этой статьи займет 15 минут
сооснователь и генеральный директор TSQ Consulting
Алексей Кудимов, основатель и генеральный директор TSQ Consulting, дал интервью для ESG Media. Этот проект посвящен популяризации смыслов ЦУР (целей устойчивого развития) в России среди бизнеса и общества. С Мариной Богомягковой, генеральным продюсером, обсудили следующие темы: какие компетенции и навыки необходимы сотрудникам и руководителям для внедрения устойчивого развития (УР), уровень осведомленности и готовности меняться российским бизнесам в области УР, роль молодого поколения в продвижении стратегии УР, реальные кейсы устойчивых компаний, пошаговое руководство для руководителей и предпринимателей, чтобы внедрить ЦУР.
Как философия устойчивого развития пришла в вашу профессиональную деятельность?
Наша компания занимается развитием УР уже два года. Все было достаточно просто: мы нашли коллегу, Оксану Орлову-Горскую, которая рассказала нам про устойчивое развитие. Мы долго думали, сомневались в каких-то моментах, потом Оксана нас взяла в свои руки и мы загорелись и на уровне компании стали внедрять цели устойчивого развития. Затем стали транслировать их для наших клиентов.
В чем заключались сомнения?
Сомнение, как правило, происходит из-за незнания. Как только мы погрузились более глубоко в тему УР, мы поняли, что это не просто что-то новомодное и какой-то тренд, который через некоторое время иссякнет. Мы поверили, и после этого УР пришло в нашу жизнь.
Потребовала ли эта трансформация каких-то новых компетенций для сотрудников вашей компании?
Я бы не сказал, что потребовало новых компетенций, кроме как просто знания про УР. Те же компетенции, которые нужны руководителю, сотруднику, человеку, они в принципе нужны и для трансляции устойчивого развития, целей, вовлечения персонала и т.д.
Если говорить про крупный бизнес: на чьих плечах, в основном, сейчас лежит ответственность трансляции ценностей устойчивого развития? Можем ли мы сегодня определить в каких сферах уже хорошо проросли зерна и где уже есть четкое понимание, что компания устойчива?
Мы в России, поэтому самые крупные компании — это добывающая промышленность с громкими названиями (Газпром Нефть, Норникель, Лукойл и др.), потребительский сектор, ритейл тоже начинает задумываться.
Насколько крупная добывающая промышленность легко переключает свое отношение к тому, что не только экологическая, но и социальная и управленческая повестка должна иметь место?
УР — это три единства метрик, поэтому крупные компании, как мы знаем, занимаются не только экологией, но и социальными аспектами. Много примеров: строительство детских садов, школ. Кстати, не сказал про застройщиков и девелоперов, особенно в Санкт-Петербурге и на северо-западе: очень много компаний с западным участием, у них это вшито в ДНК, стратегия УР для них необходима. Много именно социальных инициатив, которые внедряют компании (школы, детские сады, различные спортивные мероприятия и другие просветительско-социальные мероприятия). Крупный бизнес в этом заинтересован, он это делает, транслирует, и это замечательно!
В любом случае это требует какого-то переобразования кадров в бизнесе, который этим занимается. Какие сейчас запросы на образовательные программы именно в контексте устойчивого развития?
Популярный формат — лекции, небольшие мастер-классы про цели УР. Сейчас популярны запросы про Diversity&Inclusion, культуру well-being, это, в основном, обучение сотрудников, но есть и более глубокие запросы — проекты, связанные с комплексным развитием Sustainability в компании, его интеграции в глобальную стратегию бизнеса.
Насколько компании озадачены собственным вовлечением клиентов и потребителей в повестку устойчивого развития?
Такие кейсы есть, но они не повсеместны. Если брать историческую справку, изначально, в 2015 году, ООН собрались, приняли 17 целей. По сути, договорились, как мы будем жить дальше до 2030 года. Россия отчитывалась по целям УР только один раз в 2020 году. Соответственно, про Россию вообще рано что-либо говорить. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, не могу сказать, что это повсеместно. Есть кейсы с компаниями, у которых западный головной менеджмент, допустим IKEA и Bonava, у них большой пул мероприятий направлен на то, чтобы конечный потребитель больше понимал, для чего мы это делаем и почему это важно.
Алексей, вы упомянули тот самый добровольный отчет, с которым Россия была представлена в ООН. Насколько устойчивое развитие в России приобретает политическую волю?
Отчетность не обязательна. Я думаю, что законодательно очень скоро будут вводиться инициативы, и компаниям придется, просто будет необходимо делать отчетность по устойчивому развитию. Особенно тем компаниям, которые хотят сотрудничать с западными партнерами, и компаниям, которые хотят встроиться в устойчивые цепочки поставок, отчетность будет просто обязательна.
Следовать принципам устойчивого развития возможно в отрыве от своих собственных ценностей?
Ценности и цели устойчивого развития на самом деле очень базовые. Я думаю, что у большинства людей их ценности коррелируют с ценностями устойчивого развития. Думаю, что сильного сопротивления у бизнеса не будет.
Насколько сегодня (постпандемийный период) мы встретим готовых срочно инвестировать в далекое лучшее будущее?
Минимальный пакет инициатив: взять цели УР, выбрать для себя те из них, которые коррелируют с ценностями компании, на уровне компании прописать эти цели в свою стратегию, далее составить дорожную карту, следовать, достигать этих целей, манифестировать эти цели на сотрудников и клиентов. Любая компания может сделать минимальный пакет инициатив, который не требует больших финансовых инвестиций.
Сколько целей компания может интегрировать в свою стратегию?
Вопрос в фокусе. Мы для себя в компании выбрали 4 цели УР (Образование для повышения качества жизни сотрудников и организаций, достойная работа и экономический рост, забота о благополучии сотрудников для повышения качества жизни компании, повышение качества жизни сотрудников за счет разумной организации процессов). От 3 до 5 целей достаточно. Если берем больше или все цели, то наш фокус размывается. Как говорится, побежав за несколькими зайцами, можем не поймать ни одного.
Есть процессы, которые действительно нужно перестроить, инвестировав в них средства. В какой-то перспективе это выгодно, но пока ты инвестируешь, то до конца не ощущаешь выгоду. Что нужно управленцу, какие качества и компетенции нужны руководителю, чтобы относиться к этому не как к чему-то навязанному, а как к новой парадигме бизнеса?
Есть термин «устойчивое лидерство», и такое лидерство подразумевает определенные компетенции. Я склонен думать, что те же компетенции, которые нужны обычному лидеру, они нужны лидерам устойчивым. На что смотрит лидер-управленец? Финансовые метрики: выручка, чистая прибыль и маржинальность компании. Если говорить про лидеров УР — инновационность, системное мышление, коммуникации. Всем современным лидерам я рекомендую иметь у себя в багаже эти компетенции, дополнительные компетенции я бы не выделял.
Если лидер не современный? Что же ему делать?
Становиться современным! Изучать тему устойчивого развития, развивать навыки, необходимые руководителю, потому что устойчивое лидерство и развитие — долгосрочная перспектива. Если человек не становится современным, то он рискует просто уйти с рынка, прекратить деятельность своей компании.
Чувствуется разница, если мы говорим про устойчивое развитие, когда вы работаете с компаниями в Санкт-Петербурге и в Москве по уровню осведомленности и готовности меняться?
У нас в Санкт-Петербурге очень много скандинавских компаний, тема УР очень активно и сильно развита. Например, компании застройщики: YIT, Bonava, да и та же IKEA. У них много активностей, связанных с УР. Безусловно, в Москве осведомленность выше, зависит от того, какие запросы мы рассматриваем. Частые запросы — D&I, как правило, это российские компании, но с головной компанией на западе. Потихоньку и в Россию это приходит. Прошлый год активно продвинул тему well-being, поэтому запросы есть. Больше всего запросов из Москвы и крупного бизнеса.
Как вы оцениваете роль молодежи в продвижении нашей страны к устойчивому развитию?
Очень хорошо, потому что есть исследования, что миллениалы прислушиваются к целям устойчивого развития. Молодежь — это наше будущее. Давайте посмотрим на цели УР с точки зрения HR-бренда. Если компания хочет быть устойчивой в долгосрочной перспективе, она должна задумываться об HR-бренде. Все больше компаний заинтересованы в молодых кадрах, поэтому молодежь — это хороший point. Компании, у которых нет в стратегии целей устойчивого развития, рискует потерять молодое поколение, т.к. молодежь к ним просто не придет и не захочет работать.
Алексей, хочу спросить конкретно вас: какие ваши любимые из 17 целей, к которым вы как человек, как гражданин следуете каждый день?
Первое — это качественное образование, поскольку наша компания — это изначально про обучение, про образование, то мы много средств и усилий вкладываем в методологию и в ее качество. Второе — это, конечно, здоровье сотрудников, здоровье человека, здоровье нации. Я люблю спорт, для меня это тоже важный point. В большей степени для меня социальные и экономические аспекты ближе, нежели экологические. Возможно, это только пока :)
Какие три шага может сделать любой предприниматель здесь и сейчас, чтобы приблизиться к целям устойчивого развития?
Три минимальных шага для любого предпринимателя:
Изучите информацию. Заходите на наш сайт или на сайт ООН, посмотрите цели, погрузитесь, попробуйте понять эти цели, выберите для себя цели, определите насколько они коррелируют с вашими ценностями /ценностями компании.
Пропишите метрики. По каким критериям компания / команда / вы будете замерять достижения этих целей, соберите топ команду, поговорите и обсудите эти цели, попробуйте внедрить инициативы.
Встройте цели в стратегию компании, пропишите дорожную карту внедрения, действуйте, смотрите, изучайте.
Эти шаги сделают компанию устойчивой в обозримом будущем.
TSQ Sustainability, практика устойчивого развития — это та самая черепаха, на которой стоят слоны всех практик и внутренних процессов компании.
Цели TSQ Consulting в области устойчивого развития:
  1. Образование для повышения качества жизни сотрудников и организаций
  2. Достойная работа и экономический рост
  3. Забота о благополучии сотрудников для повышения качества жизни компании
  4. Повышение качества жизни сотрудников за счет разумной организации процессов
  5. Партнерство в интересах устойчивого развития
Читайте также:
Самая свежая статья
Новые мысли, идеи и методики по системе управления персоналом, стратегическому развитию компании и повышению эффективности сотрудников.