Пульс наших идей и разработок – в серии писем
Получать свежие инструменты развития организаций и стратегической работы с персоналом. Еженедельное письмо о важном, без спама.
Управление организацией как системой:
9 групп системных факторов
29 октября 2019 г.
Чтение этой статьи займет 10 минут
Изменения происходят постоянно. Изменения порождают проблемы. Проблемы требуют решения. А решения вызывают еще больше изменений. <…> Цель менеджмента, лидерства, воспитания или правления следующая: решать сегодняшние проблемы и готовиться к решению проблем, которые возникнут завтра.
Ицхак Адизес, «Управляя изменениями»
В основном мы работаем по модели Коттера, но ключевая особенность TSQ – это гибкость и широта взглядов, поэтому предлагаем вам посмотреть на внедрение изменений в организации в другом разрезе – через модель «9 групп системных факторов» (9ГСФ), которая показывает организацию как живую систему.

Итак.

В своей ежедневной деятельности менеджмент оказывает влияние на 3 уровня предприятия/организации:
  • Уровень самой организации (или уровень структурных единиц)
  • Уровень процессов данной организации
  • Уровень рабочих мест (операций)
При этом существует 3 основных блока управления:
  • Определение целей и показателей (цели, требования, ограничения, показатели, стандарты)
  • Структурное проектирование (компоненты организации и их взаимосвязь)
  • Выбор методов управления (планирование, контроль, улучшения, координация)
Наложением трех уровней управления предприятием (бизнесом) на три основных блока управления мы получаем следующую матрицу:
Управление организацией как системой
Данная модель является для менеджмента своеобразной таблицей умножения, без которой невозможно принятие правильных решений, особенно для игры «вдолгую».

Теперь перед нами девять точек приложения усилий, и это значительно облегчает наше понимание организации как системы. Давайте, используя модель «9 ГСФ», коротко поговорим о типичных ошибках менеджмента в стремлении к улучшениям работы организаций.
Попытка решить все проблемы организации через обучение персонала
    обучение персонала
    Как мы видим, изменения производятся только на одном уровне (уровень рабочих мест) и только в одном измерении (методы управления персоналом). Казалось бы, совершенствуются навыки исполнителей, увеличивается их компетенция. Но при отсутствии изменений в процессах организации и системе обеспечения эффективности труда долговременного эффекта от вложений в обучение не будет.
    Автоматизация процессов

    Автоматизация процессов
    Реализация только на одном уровне. Вполне вероятно, что будет автоматизирован не тот процесс, который наиболее важен с позиции стратегических целей ( то есть не место прорыва или ликвидация узкого звена). Также не приняты во внимание требования обеспечения эффективности на рабочих местах (соответствуют ли рабочие места и уровень компетенций персонала новым задачам?). Как следствие – отсутствие запланированной отдачи от вложенных инвестиций.
    Попытка повысить эффективность организации только посредством структурных изменений

    эффективность организации
    Создание новых подразделений, их укрупнение, переподчинение не сопровождается изменениями процессов. Нет соответствующих изменений на исполнительском уровне. В результате – отсутствие значимого для организации эффекта.
    Системы менеджмента качества

    Системы менеджмента качества
    При всем уважении к системе менеджмента качества, ее реализация, в лучшем случае, связана с ограниченным эффектом на процессном уровне предприятия. При этом отсутствует привязка к стратегическим приоритетам, также нет изменений на уровне системы управления качеством труда. Основные следствия: нет воздействия на операционную эффективность, деморализация персонала, дискредитация идеи качества в целом.
    Итак, модель «9 Групп Системных Факторов» говорит нам о системном подходе к управлению изменениями на предприятии. Что логично, ведь все части организации взаимозависимы и влияют друг на друга. Меняя только один элемент, мы вносим нестабильность и увеличиваем вариативность системы, снижая тем самым ее управляемость.

    Знакомые идеи? Об этом же пишет один из наших любимых авторов Эдвардс Деминг, с опорой на статистику и контрольные карты Шухарта. Надеюсь, заинтриговали, потому что о подходе Деминга мы расскажем в следующих статьях.
    Читайте также:
    Самая свежая статья
    Новые мысли, идеи и методики по системе управления персоналом, стратегическому развитию компании и повышению эффективности сотрудников.